Выдержка из письма:
«То, что Вы сами решаете задачи — достойно похвалы. Далеко не каждый способен заставить себя «возиться с исполнением».
Ваш вопрос важный, я попробую на него дать полезный для Вас ответ.
Все варианты развития в голове удержать невозможно. Допустим, в маленькой задаче Вы это сможете сделать, но в масштабе всей доски это будет достаточно трудно. Ведь вариантов слишком много.
Что с этим делать? Если мы взглянем на любую задачу, то увидим в ней две структуры или два построения: камни и пустоты (территории).
Камни обладают всего одной характеристикой — дыхания. Поэтому управлять камнями можно, наращивая дыхания («увеличивая» камень в размере, добавив к нему еще один) или сокращая дыхания.
Пустотами можно управлять, выставляя в них камни и меняя их структуру.
Что за задачи собраны в разделе Го «Жизнь и смерть»? Это различные примеры полного или частичного окружения. В военной терминологии — котлы.
Цель обучения через эти задачи — научиться различать минимальное жизненное пространство и способы его организации и дезорганизации.
Как может быть решена задача: либо через укрепление слабых камней — слабых частей какого-то целого (изменение внешней структуры), либо через изменение внутренней структуры — пустоты.
Отмечу на полях, что у камней бывает два статуса на доске: определенные камни (определенно живые или определенно мертвые) и неопределенные (статус зависит от хода).
В связи с этим возникает два вопроса:
1. какие слабости у камней бывают? Вообще говорить о слабости камня — это некорректно, камень он камень, не сильный и не слабый. Точнее говорить о слабости частей и подразделений, образованных «материалом» камней в конкретном пространстве.
2. какие виды внутренней структуры жизнеспособны, а какие нет. На это есть ответ в теории Го. Если интересно, можете сами с этим разбираться, или посмотрите это в книге «Мыслить и побеждать», я Вам подскажу страницу.
Ответы на эти два вопроса определяют поиск вариантов развития обстановки.
Следующим важным моментом является тот, что необходимо выбирать лучшее решение как за себя, так и за противника. При этом не может быть так, что при каком-то из ответов задача не решается. Решение должно быть абсолютным. В реальной игре так не бывает, конечно . Ведь мы видим далеко не всё.
Вывод по вышесказанному у меня такой.
1. решение задач не должно быть механическим, так как задачи необходимы для построения логики мышления, хода рассуждения.
2. учиться удерживать в себе большое число вариантов и работать с ними одновременно — это часть обучения.
3. главная задача — понять, что быть калькулятором, строящим дерево вариантов, неэффективно и выйти на принципиально новый способ анализа ситуации (по усеченным алгоритмам). Это самый ценный продукт от решения задач
Теперь к «телу» вопроса.
Как правильно удерживать в голове варианты развития? — Есть два способа удержания: узнавание (так дети учат стихи наизусть) и понимание. Понимание может быть построено только на системе. В ней пока выделим три уровня (их больше): идея, сценарий, исполнение.
До того, как определять идеи можно задать еще один полезный вопрос: что вообще происходит? Его можно задать за свою сторону, за сторону противника, отвлеченно.
Тогда метод решения любой задачи такой:
1. получить для себя внятный и понятный ответ — что происходит, в чем задача (важнейший пункт). Вариант ответа — не знаю, что происходит, считается ответом. Тогда есть другие методы, о которых пока умолчу
2. выбрать, какие могут быть идеи по решению
3. определить сценарии воплощения идеи
4. в каждом сценарии разобраться со своими вариантами.
Будете ли Вы это делать глазами, либо руками – пока не важно. Со временем Вы научитесь проводить эти операции в умозрении, то есть в мышлении. Сразу это сделать, наверное, трудно.
Написал избыточно много, так как таких текстов, к сожалению, не найти ни в какой Го-литературе. Это школьное.»