Выборка, которую я здесь составил, конечно не полная.
Первый портрет — Мастер Победы генералиссимус российских сухопутных и морских сил князь Александр Васильевич Суворов.
Александр Васильевич Суворов (1729-1800) князь Италийский, граф Рымникский и Священной Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, Сардинского королевства гранд и принц королевской крови, кавалер всех российских и многих иностранных военных орденов. Александр Васильевич Суворов не только участвовал в победных битвах, но и активно занимался военным строительством, проявив высокий организационный талант. Всего полководец выиграл 68 сражений, ни одного не проиграв.
Я с большим удивлением обнаружил именно такое, не «эталонное» изображение великого полководца, сделанное в последний год его жизни. Оно помогло мне по-другому взглянуть на личность фельдмаршала. Думаю, что автор миниатюры попытался передать внутреннее состояние полководца, которое художнику удалось поймать как бы «на излете», на повороте головы.
Александр Васильевич составил уникальный трактат по военной стратегии и государственному строительству «Наука побеждать». Надеюсь, что в будущем будет опубликовано исследование этого трактата, проведенное исследовательской группой Школы воинского искусства и стратегической игры «Восхождение». Энергию генералиссимуса можно почувствовать по его фразе: «Мы — русские! Какой восторг!»
Второй портрет — Мастер Поражения Главнокомандующий Вооруженными Силами Юга России барон Петр Николаевич Врангель
О наследнике знаменитейшего аристократического рода, из которого вышло 7 фельдмаршалов, 30 генералов, 7 адмиралов, министры и сенаторы, даже кардиналы, Петре Николаевиче Врангеле (1878-1928) мы знаем очень мало. Видимо, он действительно представлял реальную угрозу для советской власти, раз его имя тщательно вымарывалось из истории. Характер барона, наверное, наиболее точно передает девиз его рода: «Погибаю, но не сдаюсь!» Как это часто бывает в истории, девизу предстояло воплотиться в период крушения Российской Империи. Фотография очень точно передает характер барона — мощная сжатая пружина.
Петр Николаевич проявил себя как выдающийся стратег в Первую мировую войну и особенно в Гражданскую войну. Коротко о нем может сказать выдержка из его рапорта на имя А.И. Деникина:
«…Наше настоящее неблагоприятное положение явилось следствием, главным образом, двух основных причин:
1. Систематического пренебрежения нами основными принципами военного искусства;
2. Полного неустройства нашего тыла…
Гонясь за пространством, мы бесконечно растянулись в паутину и, желая все удержать и всюду быть сильными, оказались всюду слабыми… »
Этих двух маленьких цитат уже достаточно, чтобы увидеть уровень владения искусством стратегии, который демонстрирует барон Врангель.
На долю Петра Николаевича выпала тяжелейшая задача — попытаться удержать Крым, как последний остров законной власти в России и более того, победить власть большевиков. Сам барон, ставший Правителем Юга России (то есть главой государства) говорил так: «Я понимаю, что моя задача с честью проиграть. Но я сделаю всё возможное, чтобы если удастся — одержать победу». Петр Николаевич не только разрабатывал военную стратегию по удержанию Крыма и расширению жизненного пространства вокруг него. Он занимался государственным строительством на территории полуострова, боролся за международную поддержку, проводил сложнейшие социальные реформы.
Организованная бароном Врангелем эвакуация из Крыма была единственной в 20-м веке бескровной и успешной эвакуацией. В отличие от советской и германской эвакуаций в период Русско-Германской войны 1941-45 годов, которые были настоящими трагедиями. Качество эвакуации «оценили» советсткие товарищи, вошедшие в оставленный Белым движением Севастополь. Вот как об этом пишет сам Петр Николаевич: «Вскоре было принято другое радио из Севастополя в Москву, с требованием выслать срочно «ответственных работников, так как таковых в Крыму не осталось». Блестящая аттестация генералу Климовичу [организатору эвакуации из Крыма].»
Надеюсь, что в недалеком будущем будет опубликовано глубокое исследование искусства поражения, которое продемонстрировал барон Врангель. Поражения, почти ставшего победой.