Воспитание vs наказание
(об эффективности образования)
В Школе «Восхождение» считается, что плох тот ученик, который не может построить квадрат по стороне. Что означает эта формула? Она означает в первую очередь то, что в образовательном процессе Школы мы уделяем главное внимание производству учеником чего-то большего из получаемого в Школе материала, взращиванию ученика, его воспитанию.
Что несет в себе идея воспитания? Во-первых, это взаимное питание ученика и учителя. Учитель питает ученика, передает ему школьное знание, занимается образованием ученика. Ученик же питает учителя своим доверием, вниманием и любовью. Настоящее образование невозможно без любви ученика к предмету и учителю. Об этом говорили еще древние греки (Ориген, Платон, Августин и др.) .
Во-вторых, это длительное питание, повторяющееся из раза в раз. Главное, что в данном случае речь идет о питании ученика, то есть о его выращивании. Подобным образом земледелец выращивает пшеницу на поле, питая почву удобрениями и водой.
В привычной обыденности часто воспитание подменяется наказанием. Последнее предполагает не столько телесное наказание. На мой взгляд, наказ (русское слово наказ однокоренное с такими словами, как: указ, рассказ. Наказ означал в первую очередь наставление, а не причинение боли. Задумайтесь в этом контексте над фразой телесное наказание) – это и есть общепринятая форма образования в общеобразовательных школах современной России.
На чем построена эта система? Знание должно быть «вложено» в голову ученика, часто любой ценой. Не бывает ли так, что это «вложение» походит больше на «асфальтирование» сознания?
К чему может привести «асфальтирование» сознания – только к потере обучаемости. Если ученик выходит из школы необучаемым, то такая школа не является эффективной системой образования. Так как она, школа, заблокировала дальнейшее образование человека.
Почему система наказания вытеснила воспитание, хотя на основе последнего была построена и Академия Платона, и Школа Августина? Видимо, наказание — более простая и легче реализуемая система, чем воспитание. Так как при наказании такой фактор как любовь не обязателен. Обучить, наказывая, можно и насильно.
Обычно в скотоводческих сообществах, менее развитых, чем сообщества земледельческие, с помощью наказания или дрессировки обучаются животные. Пастух с кнутом и землепашец с плугом – это разные роли, не так ли?
У Школы «Восхождение» богатый опыт «воспитательной работы». Школа теряла учеников, которые не хотели воспитываться. Они требовали наказания, как более понятной и привычной для них системы образования. Ведь тогда можно просто закрыться – всё равно тебя «заасфальтируют» знанием!
Однако Школа принимает такие потери как вызов, который можно преодолеть. Продвижение идеи образования как воспитания Школа считает важной задачей. Мало того, мы стремимся воплощать такой подход на практике и считаем его более эффективной системой образования, чем общепринятое обучение-наказание.
Возможно ли изменить педагогический подход в российских школах? Такая возможность связана с изменением отношения самих педагогов к своему труду. В первую очередь необходимо осознание самой проблемы, различение между разными способами образования: воспитанием и наказанием.
Со своей стороны, Школа «Восхождение» готова делиться своим педагогическим опытом с теми, кому не безразлична судьба образования будущих поколений россиян.
М. Емельянов, 2007.