Канон Вейчи в 13 главах, Чжан Ни, 11 век.

ШАШЕЧНЫЙ КАНОН ИЗ 13 ГЛАВ
(перевод 1-12 глав Бронислава Виногродского, 13 глава и термины — Михаила Емельянова)

В «ЧЖУАНИ» говорится: «Досыта поев, заканчиваешь день, и нечем тебе занять ум, разве это не повод, чтобы заняться шашками?» Хэн Дань в «Новых рассуждениях» говорит: В миру существует развлечение, игра в Вейчи (облавные шашки), и про неё говорят, что она относится к искусствам ведения боя.

Высший в этом искусстве играет далеко и широкими позициями, растягивая, с тем чтобы, располагая, соединить и окружить. Таким образом, он осуществляет победу, постигая Путь.

Средний старается отрубить и остановить, стремясь через борьбу обрести выгоду. Потому у него победа и поражение всегда сомнительны и ненадёжны.

Низший удерживает края и углы, стремится делать построения с тем, чтобы выжить на маленькой территории.»

Начиная с периода вёсен и осеней, в каждую эпоху были мастера, и потому с тех пор искусство игры развивалось и росло. Сейчас я разделил на 13 разделов основные правила, определяющие победу и поражение, соотнёс их с искусством боя, чтобы представить на суд читателей.

ПЕРВАЯ ГЛАВА
РАСКЛАДЫ НА ДОСКЕ

Числа множества предметов начинаются с единицы. Дорог в раскладе 361. Единица — это хозяин, порождающий числа. Будучи пределом, единица действует движением на четыре стороны. 360 — это символ числа цикличности Неба. Его деление образует четыре, что является символом четырёх времён. На каждый угол приходится по 90 дорог, что символизирует количество дней в сезонах. По внешнему краю располагается 72 дороги, что символизирует количество (пятидневных) периодов года. Всего насчитывается 360 шашек, равное количество чёрных и белых. Тем самым за образец берётся ИНЬ и ЯН. Пути линий в раскладе называются клетками. То, что находится между путями линий называется ячейками. Расклад характеризуется квадратной формой и спокойным состоянием. Шашки круглые и подвижные. С древности до наших дней не было одинаковых раскладов.

В «ЧЖУАНИ» говорится: «День за днём новое.» Потому должно быть глубоким в мыслях и тонким в своих размышлениях, чтобы понять, в чём причины побед и поражений. Так можешь придти к недостижимому.

ВТОРАЯ ГЛАВА
ПОСТИЖЕНИЕ СЧЁТА

В шашках с помощью правильности замыкают позицию, а с помощью взвешенности ограничивают противника. Так что следует замышлять и определять внутри, а позиция получается вовне. Если бой ещё не завязался, а ты считаешь победу, тогда в подсчёте будет много. Если считаешь, как не победишь, тогда в обретении счёта удовольствуешься малым. Если битва уже завязалась, а ты не знаешь, кто победит, кто проиграет, значит расчёт отсутствует.

В «Методах боя» говорится: «Много просчитываешь — победишь, мало просчитываешь — не победишь. А что уж говорить об отсутствии просчёта?» Глядя с этой точки зрения, можно понять, от чего зависят победа и поражение.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА
ВЗВЕШЕННОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Взвешенность управления подразумевает, что когда при игре ставишь и располагаешь шашки, стараешься удерживать связанные конструкции. Сначала определяешь по четырём углам, чьи там будет позиции. Потом распределяешь полёт по двум диагоналям. Ставя позицию, можешь уравнять одним камнем. Ставя два, можешь отсечь три. Ставя три, можешь отсечь четыре. Если встречаются позиции, то можешь отсечь пять. Если близко, то не нужно сопоставляться, если далеко, то не нужно соперничать. Всё это рассуждения мудрецов древности. Кто учится, должен руководствоваться ими, использовать эти наставления, чтобы исправляться и совершенствовать себя, приобретая знания о том, что ещё не случилось. В «Стихах» говорится: «Если нет тщательности в начале, то редко бывает конец.»

ЧЕТВЁРТАЯ ГЛАВА
СОЕДИНЕНИЕ В БОЮ

На пути игры в шашки ценится внимательность и собранность. Высокий мастер играет в центральной части. Низший располагает по краям. Средний мастер занимает углы. Таково обычное распределение уровней мастерства у игроков в шашки. Техника формулируется так: «Лучше я потеряю несколько камней, чем потеряю одно преимущество хода.» Бывает, что тот, кто начинает раньше, потом действует с опозданием, а бывает, что тот, кто начинает позже, потом оказывается впереди. Если нападают слева, то смотри справа. Если атакуют сзади, то будь внимателен впереди. Пара живёт — нельзя разбивать. Все живые — не нужно соединять. Широкое не должно быть слишком рыхлым, плотное не должно быть слишком напористым.

Когда в контакте с ним жалеешь камень, спасая жизнь, то лучше отдать его, но обрести позицию. Когда в контакте с ним нет ситуации, а действуешь силой, то лучше, обуславливая этим, дополнить себя.
Когда у него много, а у меня скудно, сначала планируешь, как выжить. Когда у меня много, а у него скудно, стараешься раскрыть его позицию.

Совершенный в победах над противником не соперничает.

Совершенный в построении позиций, не ведёт бой.

Совершенный в ведении боя, не терпит поражения.

Совершенный в поражениях, не приходит в состояние беспорядка, когда проигрывает.

Если теряешь инициативу на доске в начале, исправляя соединения, то в конце победишь странным образом.

Обязательным условием является необходимость отслеживать все четыре стороны его территории.

Там, где крепко, нельзя разрушить. Можно делать только неожиданные движения, чтобы атаковать, когда противник не подготовлен.

Во всех случаях, когда у противника нет ситуации, а он себя дополняет, значит, у него есть замысел совершить нападение или отсечь.

Когда, теряя малое, не спасает, значит, у него в мыслях задумано достижение большого.

Когда ставит произвольно, следуя за рукой, значит, у него нет замыслов. Он, не думая, реагирует. Такой находится на пути поражения.

В «Стихах» говорится: «Осторожно, осторожно, сдерживаясь в сознании, как будто приближаешься к пропасти».

ПЯТАЯ ГЛАВА
О ПУСТОТЕ И НАПОЛНЕННОСТИ

В шашках дело обстоит так, что если ты ведёшь много нитей, тогда позиция разделяется. А когда позиция разделяется, её трудно спасти.

Ставя шашки, не нужно теснить. Если теснишь, то у него происходит наполнение, а у меня опустошение.

Там, где пустое, легко атаковать.

Там, где полное, трудно разбить.

Когда приходит время контакта, следует быть гибким и проницательным, нельзя держаться только за один способ решения проблем.

В «Комментариях» говорится: «Когда видишь возможность, продвигаешься, когда знаешь о трудностях, отступаешь».

ШЕСТАЯ ГЛАВА
О ПОЗНАНИИ СЕБЯ

Ведь знание заключается в том, чтобы видеть ещё не проявленное. Глупец находится в помрачении, разбираясь с уже свершившимися делами.

Таким образом, если осознаёшь, в чём может быть вред для себя, и видишь, в чём может быть польза для другого, тогда побеждаешь.

Если знаешь, когда можно вступать в битву, а когда нельзя сражаться, тогда побеждаешь.

Если знаешь как использовать численное превосходство и недостаточность камней, тогда побеждаешь.

Если, будучи подготовленным, ожидаешь того, кто не готов, — побеждаешь.

Если отдохнувшим встречаешь утомлённого, тогда побеждаешь.

Если без сражения подчиняешь себе другого человека на доске, тогда побеждаешь.

Лао-цзы говорит: «Самопознание ведёт к просветлению».

СЕДЬМАЯ ГЛАВА
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ СИТУАЦИИ НА ДОСКЕ

Когда на шашечной доске создаёшь построение, стараешься соединять и смыкать. С начала и до конца, ход за ходом стремишься сохранять упреждение. Как только возникает ситуация, в которой приходится меряться силами, когда ещё не определилось, кто сильный, а кто слабый, нужно быть очень внимательным, чтобы не допустить ни малейшей ошибки.

Когда в ситуативном построении своя победа, тогда специально стараются сохранить живых.

Когда в ситуативном построении ты слабый, тогда направляешь замыслы на то, чтобы вторгнуться и захватить.

Вдоль краёв уходят, но даже если и сохраняют жизнь, всё равно терпят поражение.

Если в слабости не скрываешься, то ещё больше сгибаешься.

Если суетливыми движениями стремишься к победе, то в большинстве случаев проигрываешь.

Когда две позиции охватывают друг друга, то сначала нужно давить на внешнюю сторону.

Если позиция стоит отдельно, а ты поддерживаешь малочисленную группу, тогда нельзя уйти.

Если ситуация опасна и построение пробито, тогда нельзя ставить вниз.

В шашках бывают ситуации, когда уходят не уходя, когда ставят не ставя.

Тот, кто использует много приёмов, пользуясь ошибками противника, имеет только одну дорогу к успеху.

А тот, кто способен вникать в ситуацию на доске, знает много путей к победе.

В «Переменах» говорится: «Исчерпание даёт изменение, изменение даёт проникновение, проникновение даёт длительность».

ГЛАВА ВОСЬМАЯ
ОБ ОТСЛЕЖИВАНИИ СОСТОЯНИЙ УМА

Когда человек в жизни спокоен, его умонастроение трудно увидеть. А когда он приходит в движение, реагируя на предметы, тогда можно различать.

Если провести аналогию с шашками, то можно сказать, что предвестия победы и поражения видны заранее.

В «Приёмах» говорят: «Если сохраняешь основательность, будучи бережным, больше обретаешь.

Если легкомыслен и жаден, тогда больше теряешь.

Если, не вступая в соперничество, оберегаешь себя, больше побеждаешь.

Если стараешься побольше убивать, и не следишь за ситуацией, то больше проигрываешь».

Если, в связи с поражением, думаешь, тогда оказываешься в наступательной позиции.

Если в битве одержал победу и гордишься этим, тогда окажешься в позиции отступления.

Когда думаешь о том, как могут обмануть тебя, и не думаешь, о том как обмануть другого, будешь оказываться в выгодном положении.

Когда, атакуя противника, не думаешь о возможности его атаки, тогда терпишь ущерб.

Если глаза твои сконцентрированы на всей ситуации на доске, тогда и в мыслях у тебя есть возможность учесть всё.

Если в сердце своём обращаешься к другим делам, тогда и мысли твои рассеиваются.

Если движения твои направлены далеко и являются прямыми, это приносит счастье.

Если ловушки твои просты и основываются на обмане, это ведёт к несчастью.

Если способен собой испугать противника, значит силён.

Если недооценивая противника, считаешь себя сильным, значит погибнешь.

Если учитываешь все боковые линии развития ситуации, это высокий уровень.

Если в сознании можешь удержать только одно, значит уровень у тебя низок.

Если в речах сдержан, а в поведении сохраняешь постоянство, противнику трудно оценить твои силы.

Если в движении и покое отсутствует мера, то тем самым навлечёшь на себя плохое отношение.

В «Стихах» говорится: «Я думаю о том, что в уме у другого».

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
О КОСОМ И ПРЯМОМ

Есть высказывание: «В шашках действуют через изменения и обманы. А именуют это ограблением и убийством, так разве это не путь хитрости?

Я говорю: «Это не так».

в «Переменах» говорится: «Воинство выступает посредством дисциплины, в несогласованности таится несчастье».

В искусстве боя изначально не поощряются коварные замыслы и хитроумные планы. А когда говорят о пути хитрости, то это теория эпохи Борющихся царств в школе Горизонтальных и вертикальных связей. И хотя шашки представляют собой малый Путь, он совпадает с Путём ведения войны. Потому и подходов в шашках существует очень много. И способов игры тоже существует немало.

Низший тип подхода, это когда движения не продумываются и не взвешиваются. Тогда при изменении ситуации применяют хитроумные обманы: могут и руками закрывать ситуацию на доске, а могут с помощью разговоров отвлекать внимания и нарушать концентрацию противника.

Игрок с высокими подходами к игре, не применяет таких способов. Он всё продумывает очень тщательно и имеет очень далёкие замыслы. Он на основании внешней формы оценивает силу, с помощью сознания проникает внутрь развития раскладов, и мысли его движутся быстрее, чем мысли противника. Он строит путь к победе, когда нет ещё проявленных признаков. Он создаёт разгромную ситуацию, когда для этого нет ещё оснований.
Так разве здесь возможно использование глупых речей для отвлечения или размахивание руками над позицией?
В «Традиции» говорится: «Правдой, а не обманом». Вот это настоящие слова.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
О ПРОНИКНОВЕНИИ В МЕЛЬЧАЙШЕЕ

В шашках случается, что от прибыли бывает убыток, а случается, что и от убытка бывает прибыль.

Бывает, что от захвата случается польза, а бывает, что захват приносит ущерб.

Бывает, что должно обращаться влево, а бывает, что должно обращаться вправо.

Бывает, что делаешь упреждающие ходы, а бывает, что твои ходы запаздывают.

Бывает, что нужны срочные меры, а бывает возможность совершать медленные движения.

Когда камни присоединяешь к другим, нельзя продвигаться вперёд.

Когда оставляешь камень, то думай о последующем.

Бывает, что начинаешь с близкого, а заканчиваешь далёким.

Если хочешь усилить внешнее, то сначала атакуй внутреннее.

Если хочешь наполнить на востоке, то сначала нанеси удар на западе.

Если дорожка пустая, и нет глаз, то вглядывайся в упреждение.

Если нет вреда для его шашек, то создаётся ситуация Ограбления ЦЗЮЭ.

Когда много дорожек, тогда следует играть широко.

Когда дорожки принимающие, тогда не следует начинать битву.

Выбирая территорию, осуществляешь вторжение, и если нет препятствий, продвигаешься вперёд.

Всё это в шашках тонкие и сокровенные места, о них нельзя не знать.

В «Переменах» говорится: «И если только не является самым утончённым в поднебесной, разве можно войти в контакт с этим?»

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
ОБ ИМЕНАХ ЧИСЛОВЫХ КОМБИНАЦИЙ

В шашечной игре, как бы не ставился ещё один камень, у этого хода есть определённое имя. На основании этого имени можно видеть тенденции в форме и позиции, в выживании и погибели, в сохранении и утрате.
Есть следующие приемы в шашках: Влезать, Обходить, Теснить, Полет, Закрывать, Острие, Прилипать, Бодать, Ринуться, Ворота, Захват, Резать, Проходить, Вытянуться, Сдерживать, Ключевая точка, Подглядывать, Подниматься, Зажимать, Натиск, Держать, Заноза, Вязать, Вбрасывать, Облава, Беспередел, Борьба, Убивать, Слабый, Охват.

Насчитывается 32 названия ходов, которые делаются в шашках.

Человек, играющий в Вейчи, направляет свои помыслы на постижение всеобщности множества.

Обращая своё внимание к изменениям и превращениям расклада, оценивая далёкое и близкое, продольное и поперечное, я обязательно знаю всё наперёд.

И чтобы использовать удачную ситуацию и добиться победы, трудно обойтись без знания этих названий.

В «Традиции» говорится: «Необходимое — суть в правильности имён».

Это подходит и к шашкам.

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
О РАЗНОВИДНОСТЯХ И РАССТАНОВКАХ

Всего в Вейчи существует девять разновидностей подхода:
Первый называется «Погружением сознания».
Второй называется «Сидением в озарении».
Третий называется «Точностью и конкретностью».
Четвёртый называется «Постижением потаённого».
Пятый называется «Применением ума».
Шестой называется «Маленькими хитростями».
Седьмой называется «Грубой силой».
Восьмой называется: «Притворной глупостью».
Девятый называется «Удержанием грубого».
И нельзя спланировать победу, используя в подходах что-то ещё, кроме этих девяти разновидностей.
Ведь иначе невозможно войти в расклад. Но больше не будем говорить здесь про это.
В «Традиции» говорится: «Если знаешь просто по жизни, это высший уровень.
Если знаешь в результате учения, то это следующий уровень.
Если научился в результате трудностей, то это ещё более низкий уровень».

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
О РАЗНЫХ ТЕОРИЯХ

В шашках игра по краям сильнее, чем по углам, а игра в центре, сильнее, чем по краям.

Играть На лучше чем играть Ю, но играть Бай лучше чем играть На.

Если противник играет Жу, отвечай Ю. Если он играет Дза, сильный ответ – Джан.

Большой глаз побеждает меньший; диагональная линия не столь полезна как прямая.

Если встречаются два Гуан, играй немедленно Чу.

Не делай Джен, если есть вражеские камни на твоем пути.

Если нападение не прошло успешно, не спеши играть там снова.

В конце игры, группа жиаопансуси [изогнутая четверка в углу] конечно мертва, тогда как жиси [шесть камней окружающие угол] и банлиу [тринадцать камней, окружившие шесть пунктов], конечно, будут живы.
Если в центре стоит «роза» [семнадцать камней, окружающие пять пунктов, центральный из которых смежен с крайними], то жизнь ушла из неё.

Если построен «крест» [поннуки] в углу, не пытайся захватить его сразу.

Когда форовый камень ставится в центр, не играй жиаоту [не играй с ним как принято в углу].

В шашки не должно играть подряд много раз, ибо сила игрока истощается. Разве можешь играть хорошо, когда слаб? Не играй, когда нездоров, потому что забудешь ходы и будешь сокрушен без труда.

Не хвастайся победой и не жалуйся о поражении! Надлежит мудрому проявить скромность и щедрость; лишь невоспитанные люди показывают злобу и гнев. Хороший игрок не должен возвеличивать своё мастерство; новичок не должен быть робким, но пусть сидит спокойно и ровно дышит: так сражение наполовину выиграно. Игрок, лицо которого говорит о внутреннем расстройстве, уже потеря.

Худший позор разувериться сердцем, самая низость в обмане другого.

Лучший способ играть в том, чтобы ставить камни широким движением; нет более глупого хода, чем повторить дзие [ко].

Измени игру, поставив три камня в линию; Не играй фанжуси [играть в центр поннуки].

Победу, путем захвата большой территории называют йинъу; проигрыш, когда не осталось ни одного пересечения называют шучоу.

Когда оба игрока выиграли по одной игре каждый, они равны. Когда оба игрока приобрели то же самое число пересечений, объявляется жребий. Матч не должен составлять более 3-х игр.

Когда считаешь свои камни, не волнуйся о том, сколько ты выиграл.

Помни, что дзие может быть двойным или даже тройным, которое ведет к бесконечному раскладу.

Поскольку не все игроки равны, должно иногда уступать право первого хода, или два, или пять или семь ходов, давая фору.

Можно сказать, что в шашках жизнь одного это смерть другого, что близкое и далекое дополняют друг друга, что сильная позиция одного соответствует слабой другого, что преимущество одного это неудобство другого. Это означает мир, но не ясность, это означает, что один может утвердиться, но не оставить действие. Тем же самым способом, которым опасность может подкрасться сзади к миру и ясности, оставаться бездействующим означает быть уничтоженным.

В «Переменах» говорится: «Мудрый пребывает в мире, но не забывает опасность; он хранит своё состояние, но не забывает возможность быть разрушенным!»

Чжан Ни, середина 11 века.


Просмотров: 1 874
Запись опубликована в рубрике Все записи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.