Музыка Го

Музыка Го

Когда наблюдаешь древнюю партию, поражаешься красоте. Что конкретно трогает твою душу… Ответить практически невозможно. Красота не требует объяснений. Подобные ощущения возникают когда слушаешь старую музыку времен Баха и Вивальди. Именно в то время музыка вышла из церкви и переместилась во дворцы князей и графов, подобно тому, как древний тусклый гобан был бережно вынесен из пагоды двумя монахами, а встречала его стража императора. Это была сильная сцена… Встреча двух миров. Все, кто стоял на стыке этих бездонных вселенных — темные своды мрачного аскета, стоящего посреди грязного немецкого города… пугающая и вселяющая благоговение пустота… монах играющий на органе службу. Для кого он её играл? Это была молитва. Собор возносил молитву всей своей мощью. В это время два буддийских монаха молча играли в Го, расставив поочередно синие и красные камни в 12 звездных пунктов. И вот, теперь за Го наблюдают вчерашние кровавые убийцы-самураи. Что видели их черные глаза? На западе в это время создавались великие музыкальные творения.

Интересно, что до сих пор музыка так и не поддалась логическому объяснению. Разве могут удовлетворить убогие объяснения, что проникновенная музыка Перголези «Stabat Mater», написанная 26-шестилетним композитором и посвященная Богородице и её страданиям при распятии Иисуса, написанная за 4 дня до смерти, является продуктом химических реакций? Также гениальная партия, сыгранная 15-тилетним Дотеки против старого мастера и учителя Досаку явно содержит больше, чем просто игру ума и воображения.

Прихожане собора в Лейпциге, где служил органистом Бах, говорили композитору после его воскресных месс, что они не могут делать плохие дела. Музыка дает особое состояние.

Одна из самых загадочных и неизведанных областей Го — это духовная практика. Монахи столетиями играли в Го. Что давало Го этим людям в те недосягаемо древние времена? Нам остается только догадываться.

Во времена Баха записывать музыку считалось делом накладным. Её просто импровизировали, а ученики могли уговорить мастера записать для них понравившееся произведение. Только особо важные церковные произведения Бах записывал на бумагу. При этом композитор вставлял в нотный текст огромное количество зашифрованных символов, не нарушая при этом гармонии и красоты своего творения. До сих пор эти символы ставят в тупик исследователей музыки. Уже во времена Баха считалось, что мастерство сочинения музыки покинуло человечество, немецкого гения называли последним мастером музыки как духовной практики.

Наверное, от всеобщего оскудения человечества и игра Го сейчас перестала нести сакральный, духовный характер. Азия трясется над традицией и ритуалом лишь потому, что в них остался призрак, отголосок той духовной практики, которую мы сейчас не видим.

Забавно, что на Востоке отсутствовала музыкальная традиция, столь широко развитая в Европе. Это и понятно. Медитативные практики востока прекрасно воплощались в Го, в то время как на Западе католические монахи создавали песнопения-молитвы — хоралы.

Многие ли понимают старую музыку? Нет. Слишком сложно. Мало кто знает даже из европейцев о последнем труде Баха, ради издательства которого композитор на старости лет вступил в музыкальное общество Мозлера, сочинив в качестве «экзамена» 11 вариаций в виде канона, доведя до абсолютизма и фарса идею полифонии и доказав, что ему не нужны никакие экзамены. Сочинить то, что сочинил Бах, в принципе практически невозможно. Так вот, этим последним трудом великого композитора является самый малоисполняемый цикл из 14 фуг и 4 канонов, названный «Искусство фуги» или можно перевести как мастерство фуги. Видные современные музыканты сходятся во мнении, что этот опус вообще предназначался для чтения глазами, а не для исполнения на инструменте. Вершиной цикла является четырех-темная фуга, когда четыре разные темы, развиваясь по ходу фуги в конце начинают звучать одновременно. Другой такой фуги не создано, и вряд ли кто-то повторит это. Бах не успел переписать на чистовик эту фугу до конца, он умер, работая над ней, а в суматохе окончание потеряли. Партия записана до 142 хода… Один известный композитор на вопрос о том, почему так редко играют «Искусство фуги» ответил, что есть музыка, которую не стоит играть на публику, слишком она сложна и глубока. Обидно? Да, есть такие глубины, с которыми лучше не соприкасаться.

Беря в руки старые книги по Вейчи или Го, стоит помнить, что Го — это большая тайна. Её можно слушать, но так ничего не услышать. И это тоже хорошо.

Михаил Емельянов,
помощник Президента Федерации Го,
Москва, 2005 г.
www.weiqi.ru
tuan@weiqi.ru


Просмотров: 890
Запись опубликована в рубрике Все записи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.