Музыка Го
Когда наблюдаешь древнюю партию, поражаешься красоте. Что конкретно трогает твою душу… Ответить практически невозможно. Красота не требует объяснений. Подобные ощущения возникают когда слушаешь старую музыку времен Баха и Вивальди. Именно в то время музыка вышла из церкви и переместилась во дворцы князей и графов, подобно тому, как древний тусклый гобан был бережно вынесен из пагоды двумя монахами, а встречала его стража императора. Это была сильная сцена… Встреча двух миров. Все, кто стоял на стыке этих бездонных вселенных — темные своды мрачного аскета, стоящего посреди грязного немецкого города… пугающая и вселяющая благоговение пустота… монах играющий на органе службу. Для кого он её играл? Это была молитва. Собор возносил молитву всей своей мощью. В это время два буддийских монаха молча играли в Го, расставив поочередно синие и красные камни в 12 звездных пунктов. И вот, теперь за Го наблюдают вчерашние кровавые убийцы-самураи. Что видели их черные глаза? На западе в это время создавались великие музыкальные творения.
Интересно, что до сих пор музыка так и не поддалась логическому объяснению. Разве могут удовлетворить убогие объяснения, что проникновенная музыка Перголези «Stabat Mater», написанная 26-шестилетним композитором и посвященная Богородице и её страданиям при распятии Иисуса, написанная за 4 дня до смерти, является продуктом химических реакций? Также гениальная партия, сыгранная 15-тилетним Дотеки против старого мастера и учителя Досаку явно содержит больше, чем просто игру ума и воображения.
Прихожане собора в Лейпциге, где служил органистом Бах, говорили композитору после его воскресных месс, что они не могут делать плохие дела. Музыка дает особое состояние.
Одна из самых загадочных и неизведанных областей Го — это духовная практика. Монахи столетиями играли в Го. Что давало Го этим людям в те недосягаемо древние времена? Нам остается только догадываться.
Во времена Баха записывать музыку считалось делом накладным. Её просто импровизировали, а ученики могли уговорить мастера записать для них понравившееся произведение. Только особо важные церковные произведения Бах записывал на бумагу. При этом композитор вставлял в нотный текст огромное количество зашифрованных символов, не нарушая при этом гармонии и красоты своего творения. До сих пор эти символы ставят в тупик исследователей музыки. Уже во времена Баха считалось, что мастерство сочинения музыки покинуло человечество, немецкого гения называли последним мастером музыки как духовной практики.
Наверное, от всеобщего оскудения человечества и игра Го сейчас перестала нести сакральный, духовный характер. Азия трясется над традицией и ритуалом лишь потому, что в них остался призрак, отголосок той духовной практики, которую мы сейчас не видим.
Забавно, что на Востоке отсутствовала музыкальная традиция, столь широко развитая в Европе. Это и понятно. Медитативные практики востока прекрасно воплощались в Го, в то время как на Западе католические монахи создавали песнопения-молитвы — хоралы.
Многие ли понимают старую музыку? Нет. Слишком сложно. Мало кто знает даже из европейцев о последнем труде Баха, ради издательства которого композитор на старости лет вступил в музыкальное общество Мозлера, сочинив в качестве «экзамена» 11 вариаций в виде канона, доведя до абсолютизма и фарса идею полифонии и доказав, что ему не нужны никакие экзамены. Сочинить то, что сочинил Бах, в принципе практически невозможно. Так вот, этим последним трудом великого композитора является самый малоисполняемый цикл из 14 фуг и 4 канонов, названный «Искусство фуги» или можно перевести как мастерство фуги. Видные современные музыканты сходятся во мнении, что этот опус вообще предназначался для чтения глазами, а не для исполнения на инструменте. Вершиной цикла является четырех-темная фуга, когда четыре разные темы, развиваясь по ходу фуги в конце начинают звучать одновременно. Другой такой фуги не создано, и вряд ли кто-то повторит это. Бах не успел переписать на чистовик эту фугу до конца, он умер, работая над ней, а в суматохе окончание потеряли. Партия записана до 142 хода… Один известный композитор на вопрос о том, почему так редко играют «Искусство фуги» ответил, что есть музыка, которую не стоит играть на публику, слишком она сложна и глубока. Обидно? Да, есть такие глубины, с которыми лучше не соприкасаться.
Беря в руки старые книги по Вейчи или Го, стоит помнить, что Го — это большая тайна. Её можно слушать, но так ничего не услышать. И это тоже хорошо.
Михаил Емельянов,
помощник Президента Федерации Го,
Москва, 2005 г.
www.weiqi.ru
tuan@weiqi.ru