Бань Гу трактат «Суть И», 2 в. н.э.

полный текст с примечаниями можно скачать по ссылке Бань Гу трактат по игре Го «Суть И»

Поделиться впечатлениями и задать вопрос можно в этой ветке Форума игры Го.

Публикуется на русском языке впервые.

Суть И

Однажды ученый закончил разъяснять Бо , после чего некто вышел вперед и спросил его: «Кун цзы сказал, что было И и Бо. Теперь Бо популярно среди людей, а И просто исчезло. Значение Бо широко известно. Значение И не было раскрыто. Я спрашивал об И людей, которые сведущи в этих вещах, но мои учителя не смогли разъяснить мне это. Можете ли вы объяснить мне, что же такое И?»

Ученый ответил:

«Мои знания невелики, и мне не хватает понимания, чтобы ответить тебе, моему гостю. Но люди севера называют И как Ци . Я подробно остановлюсь на разъяснении этого и перечислю главные черты И, поскольку ее значение глубоко. Доска для И должна быть квадратна, поскольку она представляет законы Земли. Линии должны быть прямы, поскольку они воплощают дух чистого достоинства. Шашки белы и черны, разделяясь на Инь и Ян. Выставленные парами они представляют собой модель Небес. Когда человеку разъяснены все четыре символа , он может играть, используя их.

Вкратце, И подобно владению государством. Успех или поражение, добро или зло, как и благосклонность, зависят от внутренних способностей. Всё это проявляется перед лицом опасности. Сейчас в Бо всё зависит от выпадения кости, а не только от ходов. Сильный игрок может снискать неудачу, а более слабый может воспользоваться удачей. Они противостоят друг другу, и в борьбе проявляют свой дух. Но, хотя есть и победитель и проигравший, все же этого не достаточно, чтобы назвать Бо справедливым соревнованием в мастерстве.

С И же всё по-иному. Сильные и слабые не сходятся друг с другом, а имеют между собой тонкие различия, и игроки имеют разряды. Подобно и в школе Кун цзы, где Ху и Цзы подчинялись друг другу . Наименования игроков в И соответствуют их уровню . Они планируют, изобретая стратегии. Так во времена Тана и Юя определяли понижение в должности и поощрение, исследуя достоинства.

Используемые орудия могут быть неизменными, но действия и планы всегда меняются. Обезопась себя в ответ противнику, но при этом действуй согласно позиции и будь гибок. Продолжай без подготовки, и ежедневно обновляй себя изменениями.

Иногда располагаешь [камни] в пустых областях или определяешь позицию заранее, чтобы укрепиться. Это подобно рыбным сетям Паоси .

Если поднимаешь плотины, все вокруг вынуждены защищаться против переполненного потока, выходящего из-под них. Это подобно могуществу Си Ху, который управлял водами. Если будет хотя бы одна щель, то непременно придет разрушение. Это похоже на бедствие Худзи , когда воды вышли за её пределы. Один камень в И может подобным образом прорваться через преграду.

Потерянная территория, которая вновь возвращена, подобна подвигу Цао Жи .

Когда устраиваешь засаду и изобретаешь маневр, прорываешься через окружение и управляешь бунтом, это похоже на неожиданную стратагему Тян Дана .

Когда с противником сохраняете взаимное давление, грабите друг у друга и так разделяете территории, взяв друг у друга компенсацию, это похоже на поведение Су и Джана .

Если укрепляешь свои основания и расширяешься, то враг будет в страхе. Если из трех частей имеешь две, но позволяешь им прийти и не наказываешь их, это подобно достоинству Вана из Джоу и качествам мудреца .

Если уже избежал поражения, то всё еще можешь оценивать слабое и сильное, и, сдерживая себя, действовуй как доброжелательный учитель.

Если защищаешь углы и распространяешься на стороны, но с другой стороны постоянно защищаешь свои слабые шашки, то, хотя и можешь проиграть однажды, но не погибнешь. Это подобно мудрости Му и среднему пути .

Сначала были символы небес и земли. Затем были правила императоров и князей. В середине была власть пяти гегемонов. Под конец была эпоха враждующих государств. Я изучил их подъемы и падения и снабдил разъяснение случаями из прошлого и настоящего. Что касается безупречной игры в И, если отдаешь ей себя сполна, что даже забыл о еде, и настолько счастлив, что забыл свои печали, то можно такую игру похвалить высоко, поскольку это подобно тому как Кун Цзы понимает себя.

Если счастлив без увеселений, печален без беды, созвучен свидетелю «Книги Песен», то это состояние подобно «Гуан Джу».

Если держишь твердое, понимаешь мягкое . Инь и ян следуют друг за другом.

Следование этим принципам и сохранение собственной природы подобно «дыханию» Пен Жу.

Если внешне пребываешь в бездействии и безмолвно сознаешь, что уберегаешь себя от желаний ради познания Пути постижением значения линий на доске И, то этим подобен Лао Цзы.

Освобождая течение слов и живя как отшельник, отгоняя обвинения и раскаиваясь в поступках, являешь прообраз Ю Джана.

Полагаю, что ты сполна насладишься И. Чувствую, что моё разъяснение не было полным, однако я исполнил просьбу разобрать, в чем же суть И».

Скачать


Просмотров: 1 099
Запись опубликована в рубрике Все записи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.