Видеть камень или видеть идею?

Напишу пока кратко, зафиксирую мысль, чтобы её не потерять. В будущем, наверное, разовью эту мысль примерами.

В последний год я почти не смотрел художественные фильмы. Я их перестал смотреть примерно в тот же период, как бросил играть в го на сервере. Почему перестал смотреть? Наверное, потому же почему перестал играть — потерял идею, содержание.

Хороший фильм задевает, может произвести сильную трансформу с восприимчивым человеком. Подобным образом трансформу может произвести и игра Го. Один молодой человек, еще только начинавший знакомиться с Го (я к тому приложил небольшие усилия), сказал, что игра его убивает. Подобное высказывание я слышал и от зрелого Мастера. Ощущение того, что происходит трансформа возникает далеко не у всех, но оно возникает. Когда я заметил на себе некие результаты, то почти перестал играть в Го, заодно резко сократив просмотр фильмов и прослушивание музыки. Риск неконтролируемых трансформ мне показался существенным. Эти трансформы, раньше незаметные, стали усиливаться через И-Го. В этом предостережение всем, кто с Го соприкасается. Нужно отслеживать воздействие, а не пускать всё на самотек.

Я начал смотреть партии Мастеров и где-то через год таких регулярных просмотров, я нащупал пока что лишь контуры некой новой идеи. Возможно, что эта идея и не нова, но для меня она пока в новинку. Постоянное упражнение в созерцании чужих игр, попытка построить ход мысли игрока, Мастера, частые объяснения игр, разборы партий — всё это дало инструментарий анализа таких сложных вещей, как чужой взгляд, тон голоса, мимика, выражение мыслей на доске для Го, выражение там эмоций, чтение мысли по высказанной фразе.

Затем я стал замечать, что могу различить в кино живую игру актера от мертвой, подобно тому, как можно различить живую игру в Го от мертвого шаблонного антимышления. Важнейший фактор в таком различении — наличие творческого поиска и проявление дополнительных «этажей».

Что я имею ввиду? Следующая мысль может быть сложна для восприятия. Когда Мастер делает постановку или рассчитывает ход в И-Го, то он опирается на некую очень большую глубину, которая выходит за рамки человеческого восприятия. Своим действием он пытается воплотить абсолютное решение, настолько, насколько это возможно. То есть найти безупречный ответ, объемлющий некое необозримое целое, которое он не видит. В чем идея? Идея в том, что Мастер снача ищет какое-то решение, постановку, «открывающее ворота» к новому целому. Потом он начинает эту постановку изучать и рассматривать, искать в ней новые смыслы, новые идеи, новые этажи, пытаться увидеть это новое целое. Если его постановка от целого, то она становится как бы призмой, открывающей новые горизонты, новые идеи. При этом Мастер сам об этих идеях и не знал, когда он ставил камень. Наоборот, он ставил камень как раз для того, чтобы через это воплощение что-то понять.

Попробую это объяснить и на другом примере, столкновение с которым меня и подвигло зафикисировать эту мысль. В одном фильме в конце сцена похорон. Привожу её как картинку.

Искусство актера - показать внутренний мир героя так, чтобы изменить внутренний мир зрителя. Кадр из фильма Tom Brown's Schooldays
На этой картинке можно попытаться увидеть внутреннюю трансформу героя. Взгляд направлен на алтарь церкви.

Герой хоронит погибшего друга. Я, просматривая эту сцену, поймал себя на вопросе — можно ли увидеть через этого актера, его состяние, то, что переживает герой в данной ситуации? Можно ли прочесть по взгляду актера ту транформу, которую должен проходить герой, столкнувшись с таким событием как смерть? И какова эта трансформа в данном случае, почему она такая? А в данном случае трансформа очень интересная. Собственно из-за этого я тут и остановился, потому что я её не понял.

Конечно, здесь важно мастерство актера. Также как в И-Го важно мастерство того, кто дает нам образцы. При этом не важно осознавал ли актер или Мастер всю глубину и тонкость. Если он живой актер и соблюдал «технологию» так сказать принципы мастерства (И-Го или актерского мастерства), то он заложил пусть и не осознанно верное содержание, с которым можно работать. Такой анализ может иметь принципиальное значение если мы говорим о партиях Мастеров в И-Го.

Боевое искусство. Мастер Безымянный, фильм Герой
Вот последний взгляд Мастера Безымянного. Совсем другая энергия… Мастер. И трансформа совсем другая, по-моему, читается внутреннее разрушение или освобождение.

Вопрос в том: можем ли мы видеть такие трансформы через актеров или через Мастеров И-Го, или не можем? Точнее — есть ли эти трансформы или их нет, а это всё фантазии?

Я применил этот метод и в другой сфере, нарисовав обобщающую схему, описывающую некую область. Эта схема дала обощающую картинку. Когда я её построил, то начал изучать саму схему, как совокупность неких законов, которые там могут быть заложены. Это позволило мне открыть новые неожиданные вещи, которые проявлялись только через эту организацию схемы. Если её перерисовать по-иному, то закономерности возникают иные. То же самое часто возникает и при серьезном анализе в И-Го. Речь, конечно, не идет только об анализе технических вариантов. Я говорю о более глубоком анализе, выходящем за рамки облавных шашек.

Вопрос в том, что искали император и сёгуны, созерцая игру Мастеров И-Го? Не искали ли они некие обобщения, картины близкие к идеальному, через которые можно открыть для себя новые этажи восприятия? Не для того ли нужно кино, чтобы также открывать для себя новые этажи, видеть некие трансформы, которые проходит человек?

Если мы отрицательно отвечаем на эти вопросы, полагая И-Го, кино, книги — способом интеллектуального сна,то это один вектор. Его, кстати, развивают такие по сути бессмысленные творения как фильмы ужасов и другие бессодержательные фильмы. Какие трансформы в них накапливаются? Подготовка к аду? :) Почему-то люди очень любят потребять именно это. Любят интеллектуальный сон. Поэтому люди так любят облавные шашки, азарт, рейтинг и всё такое.

Если мы отвечаем на поставленные вопросы положительно, то это может дать нам удивительный рост, прорыв в до этого недосягаемые области в том числе и стратегии, которая построена и на искусстве видеть невидимое.


Просмотров: 1 083
Запись опубликована в рубрике Все записи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.