4-я лекция Игоря Гришина из цикла «Пестрые рассказы о Стратегии»

(Конспект 4-й лекции, записанный М. Емельяновым)

Прошедшая лекция собрала рекордное число слушателей и была построена в виде интерактивного общения. Мне не удалось записать её полностью. Пропуски и переходы отмечены угловыми скобками.

Состав слушателей в этот раз был не таким однородным, как на второй лекции, было очень много пришедших в первый раз.

По отзывам участников лекции, выступление ведущего было ярким и интересным, он держал внимание аудитории. На мой взгляд, слушателям помогли живые примеры, так как на примерах проще увидеть сложные понятия, которые обсуждаются в ходе лекций.

Лекция Игоря Гришина из цикла Пестрые рассказы о Стратегии в Русской Школе Го и Стратегии

О тактике

Я изучал тактику три года. Мы изучали тактику целый день один раз в неделю на военной кафедре. За время обучения у нас сменилось три преподавателя. Первый был полковником, воевавшим в Египте, Корее и Вьетнаме, второй преподаватель также принимал участие в боевых действиях.

Как выглядела для нас тактика? Мы рисовали в конспектах различные значки: квадратики, треугольники, стрелочки между ними. Эти символы нужно было рисовать в большом количестве. Часто такие символы со стрелочками заполняли всю доску. Это были различные соединения, наши и вероятного противника.

Если бы в Русской Школе Го и Стратегии наши инструктора также преподавали слушателям тактику, то я не знаю, чтобы они делали на игровой доске. Нельзя объяснять тактику в стиле: квадратик «начало игры», затем стрелочки к квадратикам: «углы», «стороны», «центр»; затем от каждого квадратика еще стрелочки: «свои камни», «чужие камни». И так далее.

У нас на военной кафедре еще были полевые занятия. Они проходили на том самом поле, где во время Великой Отечественной войны немцы ближе всего подошли к Москве. Наш преподаватель очень любил собирать в близлежащем лесу грибы. И после занятий мы выдвигались на их сбор.

У нас были даже тактические учения. Нас загнали в леса. Очень много ВУЗов. Там были тысячи студентов. Мы ночевали там до 4-х часов утра. А утром нас погрузили в БМП, а затем высадили на опушке леса. Нам нужно было наступать цепью на противника. Мы шли в одну тонкую «нитку», на расстоянии несколько метров друг от друга. Через 300 метров впереди себя мы увидели вражеские танки. Они двигались на нас. У всей цепи в качестве оружия была одна банка с дымовой шашкой. Её нес отличник курса, она слабо дымила. Танки какое-то время двигались на нас, а потом развернулись и исчезли. Потом на разборе наш преподаватель объяснил нам, что мы отбили наступление танков противника.

Так нас обучали тактике. Потом мне пришлось выстраивать тактику, когда я занимался обучением сотен детей в своей школе, тактику для взрослых, для себя лично. Много позже я узнал о том, что значит само слово тактика, с какими словами оно соотносится, в каких контекстах оно стоит в языке.

Разбор кейса на демонстрационной доске Го

Посмотрим на центральный камень белых. Он один среди черных (вокруг пять черных камней). Что это за ситуация, она тактическая или стратегическая? С одной стороны тактическая. Но с другой стороны, возможно, она стратегическая, так как для белого камня это вопрос жизни или смерти. А вопрос жизни или смерти – это, пожалуй, одна из немногих стратегических ситуаций.

На левом фланге белые столкнулись с черными. Обратите внимание, что там, где черный камень «уперся» в белый, он не может «двигаться» вперед. То есть если этому бойцу дать команду двигаться вперед, он её не исполнит, так как против него стоит боец противника. Нужно либо убрать его с пути, либо как-то обойти. Но пройти вперед он не сможет. И это важный момент, хотя он кажется очевидным. То же относится и к белым камням, упершимся во фронт черных.

Когда мы наблюдаем игру детей, то часто видим подобную ситуацию. Камни играющих двигаются друг на встречу другу, затем они сталкиваются, упираются друг в друга, и фронт начинает «растекаться» в длину, так как пройти дальше играющие не могут. После удлинения фронта, он начинает утолщаться изнутри, так как камни добавляются к своим только изнутри. Впереди – камни противника. На этом обычно игра заканчивается.

Однако может случиться ситуация, что где-то отряд камней прорывает фронт камней противника и прорывается внутрь. Если мы добиваемся прорыва оболочки противника – это тактический успех. Это называют «порвать противника». Слышали, наверное, такое выражение? Но как его порвать? Ведь нужно с чего-то начинать, надорвать, а потом наращивать усилие. Надрыв оболочки, «кожи» – это тактическая ситуация. Прорыв внутрь и действие внутри «тела противника» — это операционная ситуация.

<……>

Мы говорили в прошлый раз, что в стратегии нет прошлого и будущего. Их нет в том смысле, что и прошлое, и будущее являются частью одного операционного пространства, частями действительности (пространства действий, деятельности). Между ними нет иерархической разницы, прошлое не отбрасывается, а будущее учитывается.

<…….>

В прошлый раз мне задали вопрос: Игорь Алексеевич, но ведь стратегию изучают в ВУЗах, есть много дисциплин и специальностей, например, стратегический менеджмент, то есть стратегия это понятный и широко известный предмет. Хочу добавить к сказанному на прошлой лекции. Да, стратегия относится к высшему образованию. Но высшее образование сейчас в России отсутствует. Вместо него у нас проф-тех образование. Если ты пошел учиться, чтобы получить специальность и работать, то это ПТУ, но не высшее образование.

Комментарий: в университете иезуитов были приняты пять профессий, которые были по мнению ордена продуктом высшего образования: врач, дипломат, стратег, учитель, архитектор (строитель городов).

Возвращаясь к нашему примеру на доске Го. Как что-то сделать на игровой доске? Ты подошел к чужому камню, он тут же укрепился; ты забрал у противника один камень, он забрал у тебя пять; ты пытаешься провести операцию, а тебя уже разделили и бьют по частям. Ответы на эти вопросы и дает тактика. Как результативно делать и действовать.

Помните, в прошлый раз мы исследовали вопрос: зрение для стратегии или для тактики?

- Зрение для жизни

- А некоторым оно нужно для смерти. Ведь человек состоит как из жизни, так и из смерти, мы говорили об этом на первой лекции. Задумайтесь над тем, насколько должна быть совершенна система, чтобы каждый из нас гарантированно умер, чтобы не было ни одного сбоя за всю историю.

Возвращаясь к вопросу. За тактику отвечает не зрение, а условно «парктроники». В тактике, скорее, важно чувствовать, ведь тактика – про тактильность, соприкосновение. Наша школа относит зрение к эволюционным инструментам. Зрение – это эволюционный инструмент, не тактический. И то, что животные тоже наделены зрением, многое означает. Они тоже наделены эволюционным механизмом. Есть даже такое мнение, что животные – это «неудачные мы», которых человечество потеснило на Земле.

Лекция Игоря Гришина из цикла Пестрые рассказы о Стратегии в Русской Школе Го и Стратегии

- Скажите, почему вы так назвали цикл лекций? (вопрос О. Громового)

- Олег, а ты по первой части лекции не понял, почему? У одного писателя римской эпохи есть цикл «Пестрые рассказы». Они обо всем и ни о чем. Но самое интересно в этом цикле – живые жизнеописания, выхваченные автором прямо на месте и сразу записанные. Я выбрал такую форму лекций потому, что не собираюсь давать готовых определений. Стратегия – это такая вещь, которую я не хочу определять. Я хочу ходить вокруг неё, так как для нашей школы стратегия – это вершина.

Еще раз о названии нашей школы. Наша школа называется Русская Школа Го и Стратегии. Го – это линия. Она идет из прошлого и направлена в будущее. Её можно пересечь с другими линиями. Мы говорили на второй лекции, что если Го пересечь с педагогикой, то получим детское Го, если пересечь со спортом, то получим спортивное Го. Мы пересекли Го со стратегией и исследуем именно это пересечение.

Я в перерыве обещал ответить, почему мы говорим о перекрёстках, а не о точках. Есть хороший исторический пример. 1941 год, город Ростов. Город поделен пополам. На одном берегу немцы, на другом Красная Армия. Дон встал под лед, и командование Красной Армии решило отбить город. Есть воспоминания немецкого офицера, который участвовал в этом бою. Вот как это выглядело. Бойцы КА взялись за руки и цепью пошли на немецкие позиции. Так как лед был скользкий они решили таким образом сохранить строй, чтобы не падать и не рассыпаться. Это мне напомнило точки. Немцы даже не стали сразу стрелять, потому что они никогда такого не видели.

В древности были такие полководцы, которые сковывали своих бойцов цепью, чтобы они сражались до последнего. Точка лишает субъектности.

Когда мы смотрим на перекрёсток, то в первую очередь обращаем внимание на то, какие из него открыты направления, обращаем внимание на ближайшие четыре перекрёстка, на которые камень воздействует. Но при этом мы помним, что камень не воздействует на то место, на котором он стоит. Если он стоит просто на точке из которой ничего не следует, то камень не субъектен.

В Го, ведя игру, мы сразу оказываемся в 1941 году. Всё находится в катастрофическом состоянии. Ты не понимаешь, где что и кто где. Везде идет бой. И здесь можно задать себе вопрос: где же есть стратегия? Это хороший момент задуматься об этом. И ты понимаешь, что стратегия очень далеко от того хаоса, который творится на доске. Это ощущение описал Судоплатов в свои мемуарах. Это человек, организовавший все крупные диверсионные операции во время войны. В частности, он руководил минированием Москвы на случай её захвата немцами. Судоплатов описывает, как он побывал на приеме в Кремле после победы, на котором Сталин лично поздравлял приглашенных с победой в войне. Он пишет в мемуарах, что только там он понял, насколько должна быть высока мудрость нашего руководства и лично Сталина, что мы смогли выиграть эту тяжелую войну.

Резюмируя. Между стратегией и тактикой есть серьезная разница. Да, они связаны между собой и наша школа рассматривает их в связке. Но для нас стратегия – это неприступная цитадель, вершина. Мы на стратегию смотрим снизу вверх.

- Вы говорили, что неопределенность стратегична. В чем стратегичность неопределенности?

- В интервью телеканалу РЖД-ТВ я сказал, что неопределенные ситуации ценны, так как они стратегические. Не надо бояться неопределенности, нужно её пользоваться.

- А как развить неопределенную ситуацию, чтобы решить её?

- Если ты хочешь сразу решить, то тем самым борешься против неопределенности. Для начала нужно признать её статус – неопределенная ситуация. В Го это важнейшая связка: определенные и неопределенные ситуации. Их нужно видеть на игровой доске и понимать, что если ты добавляешь что-то в неопределенную ситуацию, то можешь перевести её в статус определенной. Но перевести, извлекая из этого пользу. Вот два примера неопределенных ситуаций: Сталинград и Порт Артур. В Сталинград добавлялись усилия и это дало колоссальный эффект. А в Порт Артур не добавляли, что привело к поражению в войне.

<……>

Понятие клетки и перекрестка – базовые понятия Русской Школы Го и Стратегии. Мы много лет искали как правильно их назвать: крестики, пункты, точки, пересечения. Всё это было признано неточным.

Мы нашли, что камень ставится именно на перекрёсток, чтобы его занимать. То есть камень занимает перекрёсток, и это принципиальная идея. Нас это открытие серьезно продвинуло вперед. В этом фундаментальное отличие Го от других игр. Можно найти много полезного в жизни, если понимать разницу между клеткой и перекрёстком. Люди, часто хотят попасть в клетку, ищут клетку в жизни. А на перекрёстки выходить боятся.

Обратите внимание, что когда мы ставим камень в клетку, то оказывается в «желтом веществе», а не на разметке. Что означает этот желтый цвет? Его можно назвать вакуумом. На перекрёстке мы соединяемся с разметкой, а в клетке – с доской. Кто-то скажет: какая разница? Разница существенная. Разметка делается человеком, а доска – это иной мир, мир природы.

Есть еще такое слово – рамка. Быть в рамках. Рамка – это большая клетка. Перекрёсток – главный символ христианской цивилизации.

Комментарий: крест – главный символ всей индоевропейской цивилизации.

Река и дорога – это тоже перекресток. Поэтому на их пересечении вырастает город.

<…..>

- Скажите, название Го от какого иероглифа?

- Го от таких слов как голова, государство, город. Го — это слово не японское, оно индоевропейское и древнее японской и китайской цивилизаций. Мы находим этот корень в нашем языке и поэтому не боимся его использовать.

- Вы говорили, что сильные камни не нужно усиливать. Применительно к бизнесу, что это означает. Если менеджер толковый и работящий, то в него вкладывают ресурсы, обучают его. Это делать не надо?

- Давайте разберемся, что мы понимаем под сильным. Я приводил пример, что сильный – это взрослый, а слабый – это ребенок. Сильный – тот, кто может постоять за себя и может сам выполнять возложенную на него работу, порученное задание. То есть он может действовать в отрыве от тебя.

Комментарий: сильного не нужно усилять. Его нужно развивать. Развитие и усиление – это разные действия. Например, человека, приходящего в школу боевых искусств, сначала кормили, усиливая его тело, а затем обучали приемам боя, развивая навыки и способности.

Как зовут вашего менеджера?

-Я не помню… Иванов.

- Вот смотрите, это уже интересно. Видимо, это исполнитель, так как если бы он был субъект, то его звали бы Иван Иванович. Вообще чтобы определить, к какому статусу относится человек: сильному или к слабому — необходима дополнительная информация, его ФИО, фотография. Я могу уже многое сказать о человеке по его фотографии.

<…….>

В Китае, компании известного художника, я учился смотреть на разные вещи и определять: подлинная это вещь или подделка. Делать это нужно в режиме постоянных помех со стороны продавца, и при этом быстро. Я задавал себе простой вопрос: мог Мастер сделать или нарисовать такое или не мог. Если мне не хватало зрения, я брал предмет в руку. Например, если в чайнике палец не влезает в ручку, то точно её делал не Мастер.

<…….>

Тупик – это антипод перекрёстка. Нас убивают в тупиках. Пока ситуация неопределенная, можно что-то сделать, можно бороться за жизнь, за победу. Можно выживать в очень сложных ситуациях. В Го мы пользуемся фундаментальным принципом: выходить из окружения. А люди обычно в тяжелых ситуациях не борются. Вообще нужны особые стимулы к борьбе и к выживанию.

В боевых искусствах есть такое понятие Пэн – сила объемного расширения. Это ключевой инструмент такой борьбы. В айкидо для описания этой силы используется пример с источником (ключом), бьющим на дне мутной реки. Насколько бы река не была грязна и мутна, в месте, где бьет ключ, вода будет прозрачна, так как он обладает силой объемного расширения, он бьет наружу.

<......>

Следующая лекция будет посвящена динамическим объектам, «скриптам», которые можно вложить в ум.


Просмотров: 1 467
Запись опубликована в рубрике Все записи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.