Еще о спорте, как части системы образования

Слово sport происходит от сокращенного disport, что означает «веселиться», «забавляться», «играть». Развлечения и игрища на Руси часто называли забавами.

Само слово, видимо, означает некую расстановку-разнесение — dis-port, что может указывать на идею командной игры или охоты, футбола или крикета.

Командные игры были особым цементирующим и образующим элементом в системе лучших школ Великобритании. Собственно обучение аристократов в Англии в нашем понимании (уроки) в начале и середине 19 века строилось на изучении мертвых языков и чтении античной литературы. В России такое образование называлось «классическим», в противовес реальному (введенному во второй половине 19 века), которое носило естественно-научный и технический характер.

Собственно воспитание и образование человека, англичанина в школе происходило во внеурочное время, которое занимали всевозможные игры, клубы, физические упражнения, самостоятельные интеллектуальные занятия и общение. Искусство общаться, что-то делать вместе — дорогого стоит! Не оттого ли в России разобщенность так ярко себя проявляет, что в школах не учат общению?

Зимой 2005 года в Тольятти я с Игорем Гришиным обсуждал задачи образования, как их понимает Школа «Восхождение». Это имело отношение в том числе и к обучению И-Го. Тогда мы согласились в том, что образование в средней школе могло бы полагать одними из основных продуктов: обучаемость, социализацию и первичное умение владеть собой (открываться и закрываться). Как отследить результативность такого образования? Для этого и нужны предметы, позволяющие проверять — есть ли обучаемость, есть ли взаимовыручка и умение вместе делать то же домашнее задание и есть ли способность объяснить тому, кто что-то не понял, есть ли способность открываться и воспринимать новое знание. Плюс разные предметы по идее позволяют ребенку увидеть целое, выстраивая ему объемное понимание. Но чтобы это было, надо и мосты показывать, показывать переходы, взаимосвязи.

То есть предметы должны быть местом практики, местом, где можно ошибаться, проигрывать, побеждать, превозмогать себя. По формуле: «Обучение — это война союза ученика с учителем за обучаемость» (И. Гришин). Могут ли предметы быть целью обучения или аккумулировать в себе всю результативность? Не могут. Подобно тому, как в И-Го умение играть в облавные шашки еще ни о чем не говорит. А вот способность объяснить, что ты делаешь и как ты это делаешь — это уже прогресс, показатель способности осмыслять.

Подобно этому изучение И-Го параллельно с боевыми искусствами, с шахматами и параллельно с каким-нибудь делом позволяет человеку глубже понять все эти искусства в связке. Не потому ли в Китае и Японии считалось, что воспитать человека можно только четырьмя искусствами в связке: каллиграфия, поэзия, И-Го, музыка. Добавляя к этому изучение истории, философии и боевых искусств можно было получить уже курс на государственного или военного деятеля. Но не разделяя и не уменьшая этот перечень.

На мой взгляд, в современной школе результатом часто полагают только предмет, подобно тому как и в «спорте-соревновалке» го результаты видят только на доске для игры в шашки. А рейтинг побед в предмете над другими заменяет рейтинг побед над самим собой. Можно ли соревноваться с самим собой в шашки? Интересный вопрос! Не здесь ли лежат корни проблем современного образования, которое непонятно что образовывает? Ведь оценки, рейтинг успеваемости должны отслеживать победы над собой. Как говориться, если видишь только камень на доске, то что у тебя в голове?

Обучение не может полагать своим единственным результатом освоение шашек или физики-математики-русского-истории. Где эти результаты? Заложены ли в результаты обучения не только аттестат, но и уравновешенная психика, физическое развитие, умение общаться, играть, что-то делать? В Англии почему-то люди эту идею понимали, даже в царской России понимали эту идею и стремились не подменять результаты образования. Зачем изучать греческий и латинский в течении нескольких лет? За какие результаты родители платили огромные деньги, отдавая детей в такие школы? Эти же вопросы можно задать и в адрес современных школ, особенно платных.

В общем, нетрудно понять, с чем связано то ожесточенное сопротивление системы, с которым сталкиваются те, кто пытаются построить даже маленькую сферу И-Го эффективно, то есть с производством из малого большого. Видимо, нужно много шестеренок заставить двигаться совсем в ином направлении и много голов очистить от того засира, который возникает в любом неработающем долгое время агрегате.


Просмотров: 1 156
Запись опубликована в рубрике Все записи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.