Очерк о спорте и результатах

Этим, пожалуй, сумбурным очерком я продолжаю свои попытки понять и сформулировать, в чем же реальное содержание идей спорта. Благодарю тех, кто своими титаническими усилиями подвиг меня всерьез заняться изучением этой темы. Тема эта, как оказалось, настолько сложная и неисследованная, что сразу её и не освоить. Поэтому решил браться за неё по частям. Пусть даже это будут поначалу неудачные попытки. Исследовать поражения, по-моему, не менее продуктивнее, чем победы. Кому адресовано это и следующие исследования? Они адресованы в первую очередь моим друзьям и соратникам, вместе с которыми мы сейчас трудимся.

Спорт, как я его пока понимаю, — это продукт английской культуры, отличающейся от культуры континентальной Европы. По крайней мере в начале 19 века спорт был уделом в первую голову аристократов, которые, к примеру, охотились не ради того, чтобы съесть лося или кабана, а ради забавы или ради того, что они называли спортом. Вряд ли спортом мог заниматься кто-то еще, так как времени у людей было тогда намного меньше, чем есть его у нас.

Могло ли времяпровождение аристократа не иметь свой высокий смысл? Аристократам не нужно было охотиться или рыбачить ради пропитания. Скорее, для них охота и рыбалка были местом практики, когда аристократ мог упражнять своё тело и ум. Ведь охота и рыбалка с древних времен считались особыми искусствами. В одном из древнейших трактатов по китайской стратегии «Секретное учение Тай-гуна» Мастер стратегии входит в контакт с правителем Вэнь-ваном через объяснение сути рыбалки.

«Вэнь-ван собирался на охоту, поэтому писец Тянь гадал о добыче. Он провозгласил:
- Когда вы будете охотиться на северном берегу реки Вэй, вы встретите большую удачу. Это будет не дракон в каком-либо из своих обличий, и не тигр, и не огромный медведь. Согласно предсказанию, вы найдете там гуна или хоу, которого Небо послало вам учителем. Если он будет вашим советником, то наступит процветание, и благость распространится на три поколения правителей Чжоу.
Вэнь-ван спросил:
- Знаки действительно говорят об этом? Писец Тянь ответил:
- Мой Верховный предок, писец Чоу, гадая для совершенномудрого императора Шуня, получил похожие результаты. Тогда император Шунь получил в помощники Гао-яо.
Вэнь-ван в течение трех дней постился, дабы очиститься, а затем снарядил колесницу для охоты. Держа в руках поводья, он отправился к северному берегу реки Вэй. Наконец он увидел Тай-гуна, сидящего на траве и ловящего рыбу. Вэнь-ван почтительно приветствовал его и спросил:
- Вы наслаждаетесь рыбной ловлей? Тай-гун ответил:
- Благородный муж получает удовольствие, достигая своих целей; обычный человек получает удовольствие, добиваясь успеха в делах. Ловля рыбы схожа с этим.
- Что вы имеете в виду, говоря «схожа с этим»? — спросил Вэнь-ван.
Тай-гун ответил:
- В рыбной ловле есть три формы власти: награды, смерть и должности. Рыбная ловля — это средство обрести то, что ищешь. Природа ее глубока, и из нее можно извлечь великие принципы.»

Этим открывается трактат. Это его самое начало.

Из истории известны сотни фресок и изображений фараонов, махараджей, императоров, царей, князей, владык, которые занимались охотой. Видимо, охота была особым времяпровождением, способом практиковать воинское искусство в мирное время.

В начале и середине 19 века в Англии формируется особое представление о стиле жизни «по-английски». Одним из важнейших элементов этого стиля становится спорт (та же охота, рыбалка, различные игры). Так как состоятельный человек не нуждается в том, чтобы зарабатывать или кормиться такими занятиями, как охота и рыбалка, то он занимается ими как искусством, спортом. Не ради безделья, конечно. Главный результат такого спорта – это сбалансированное развитие физических и духовных сил, воспитание своего тела и духа. Такое определение спорта можно найти даже в советском словаре иностранных слов.

Спорт в 19 веке – это удел в первую очередь состоятельных людей, то есть тех, у кого есть время, а значит деньги. Почему, к примеру, бокс, не просто мордобой, а спорт? Не потому что бокс для англичан – это боевое искусство? Мордобой и бокс друг от друга отличаются, не так ли? И в связи с этим можно сразу задаться вопросом, в чем результаты бокса: в степени набитости морды или в тренировке воли и силы, в тренировке себя как бойца? От ответа на этот вопрос зависит в том числе и то, как относиться к поражению в поединке.

Интересно вспомнить случай, когда в Японию на соревнования по каратэ, по-моему, приехала советская сборная. Этот случай мне рассказывали, поэтому за его правдивость не ручаюсь. Советские спортсмены просто избили японцев. Вместо того, чтобы проявить искусство, владение собой, мастерство, советские спортсмены устроили мордобой, переломав японцам ребра. Да, они оказались сильнее японских спортсменов и просто их грубо побили. Возможно, в этом суть боевого искусства? Или это специфическое понимание такого искусства в России? Или свидетельство его непонимания? Почему так получилось?

охота как искусство. Уровень искусства виден даже в коне. Каков же хозяин? Гравюра: возвращение китайского аристократа с охоты
Возвращение китайского аристократа с охоты. Выражение его лица и особенно его коня достойно созерцания :) . Как говорится, по коню можно понять, каков хозяин.

Нездоровое увлечение рейтингом и силой, без учета целого, отдаляет от спорта, а не сближает с ним. Рейтинг – это форма фиксации победы кого-то над кем-то. Способен ли рейтинг фиксировать результаты спорта, а именно: здоровое и сбалансированное развитие человека? Это большой вопрос! По крайней мере, на форуме weiqi.ru никто из апологетов рейтинга не отрицает, что рейтинг фиксирует силу игры. Однако насчет того, фиксирует ли он понимание, владение искусством существуют пока большие сомнения.

Например, в виде спорта го ведущие «спортсмены» могут быть алкоголиками, мошенниками, бомжами, даже сумасшедшими. И при этом у них высокий рейтинг. Что это означает, о каких результатах это говорит? Это означает лишь то, что такое го не имеет ничего общего с искусством, со спортом, с практикой и главное – с пользой. Если нет главного результата – владения собой, развития человека, а наблюдается лишь деградация человека, в том числе социальная и нравственная, то это означает вредность занятия. Как говорится: «по плодам узнаете их».

Может ли рейтинг быть целью спорта, или его результатом? Рейтинг имеет специальное значение, в первую очередь для профессионального спорта. В любительском спорте, направленном на развитие человека, рейтинг часто вреден. Почему? Потому что рейтинг подменяет результаты спорта. Вместо развития человек начинает стремиться «усилиться, чтобы побеждать». Какое значение может иметь эта идея для нашей жизни?

Допустим, что мы исходим из христианской идеи о том, что наш мир – это поле битвы. Эта идея, кстати, была вполне близка и понятна англичанам 19-го века. Но фиксация роста через победу противоречит идее стратегии, идее полководческого искусства. Это хорошо показано в фильме «7 самураев» Акира Курсава. Как, наверное, многие помнят, самураи выбрали себе предводителем человека, который сказал: «Я плохой военачальник, так как проиграл все битвы». На что его только сильнее стали уговаривать возглавить отряд.

Результативность не может быть только со знаком «+» или со знаком «–». Тот, кто так мыслит, пожалуй, упускает нечто важное. Результативность, на мой взгляд, — это производная от многих «плюсов», «минусов» и «нулей», осмысленных, переваренных, введенных в опыт и понимание. Сведенных в целое, результатом которого является рост личности, реальный рост. Как говорят многие последователи силы игры и рейтинга: им вредно учиться, так как они начинают проигрывать и их рейтинг снижается. То есть от встречи со знанием, с системой, с требованием осмысления, эти люди становятся слабее. О чем это говорит?

Искусство поражения – это как раз то искусство, которое более всего надобно человеку, конечным видимым результатом жизни которого является смерть. Отношение к поражению как к результату, как к искусству способно многое открыть человеку.

Неужели поражение понижает способности и опыт? Неужели поражение разрушает понимание? Конечно, нет. А раз рейтинг построен так, что он трактует поражение как нечто понижающее, не означает ли это то, что рейтинг имеет мало общего с реальной жизнью человека? Или же рейтинг становится пагубным способом буквально программировать сознание, что поражение — это плохо. Вот это действительно разрушает сознание и может привести и к алкоголизму и к выпадению из общества.

Пока в спортивной системе России рейтинг — это удобный инструмент получать халявный бюджет, сделать из спорта свой маленький «бизнес». Хотя имеет ли это отношение к реальному Делу, Делу для человека?

Я на протяжении нескольких лет поддерживаю вместе с командой энтузиастов общественную организацию – федерацию по игре Го. На протяжении этого периода я наблюдал разные попытки извлечь из этой организации реальную пользу, сам эти попытки совершал и исполнял, и смотрел, как это делают мои товарищи. Пока мои выводы не утешительны. Если понимать под эффективным использованием – производство из чего-то малого – что-то большее, то современная система общественных организаций для этого не особо пригодна.

Она хороша, пожалуй, для отмывания чужых денег и пилежки халявных бюджетов. Но вкладывать в неё свои деньги пока больше похоже на смелую филантропию. Отчего так происходит, мне трудно понять. Вся система как-то странно построена. Она как будто специально настроена на решение каких-то неведомых или невидимых задач. Или намеренно расстроена, чтобы не работать эффективно.

Если мы вернемся к тем результатам, которые видны в спорте го, то пока не очень ясно, какое это всё имеет отношение к развитию человека и общества, то есть собственно к спортивным результатам. Для меня это больше похоже на то, что кто-то тихо зарабатывает свои маленькие деньги, так как не умеет их зарабатывать реальным полезным трудом, разрушая детей и взрослых и делая страну беднее не только с точки зрения денег, но и с точки зрения развития людей. И при этом еще утверждает, что именно эти результаты и есть искомая польза. Всё оправлывается рейтингом.

В Англии спорт был методом взращивания здоровой нации. Разве может спорт развивать в человеке алчность, алкоголизм, ненависть, отрывать от семьи, делать его маргиналом и выбрасывать из общества, пусть у него при этом будет хоть запредельный рейтинг? Это как же надо было построить систему, чтобы на выходе получать такие «удивляющие» результаты?


Просмотров: 5 896
Запись опубликована в рубрике Все записи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.