Анализ Отчета главного судьи о проведении турнира финалистов всесоюзных соревнований СИГО-78.

Этот исторический документ, иллюстрирующий качество и этику организации соревнований по Го в СССР хранится в архиве нашей школы. После закрытия Всесоюзной секции Го в 1990-х годах уровень организации соревнований упал настолько значительно, что наличие такого отчета вызывает даже недоумение — неужели так бывает? спрашиваешь себя невольно. Но факт остается фактом — так было. И этот высокий уровень задан в качестве планки всем, кто берется проводить турниры по Го. Судить о качестве организации следует именно по таким документам.

Отчет предназначен В. Асташкину, о чем есть пометка на первой странице. Он включает 7 страниц печатного текста, а также три приложения. В целом, знакомство с отчетом позволяет сделать вывод о том, с какой ответственностью подходили в то время к организации соревнований по Го. В дополнение к данному отчету были составлены частные отчеты по поединкам турнира. В архиве Русской Школы Го и Стратегии есть два таких отчета.

Вот некоторые выдержки, проливающие свет на особенности организации турнира финалистов:

«Для подтверждения своего участия в турнире необходимо было выслать до 20 ноября 1978 года заявку со своими предложениями по графику игр [турнир был запланирован как выездной], взнос 100 рублей в централизованный фонд и комментарии к двум своим партиям Всесоюзного отборочного турнира 1978 года (для его участников)» — здесь обращает на себя внимание традиция составлять разбор своей игры, причем делать это подробно. На одном из рукописных документов, хранящихся в архиве, есть даже расчет времени, необходимый для такой работы. Кем он составлен — неизвестно. Вот что можно там прочесть:

Затраты на написание комментариев: общее время 20 часов

1) Подготовка и написание текста (черновик) 14 час. (вместе с наброском диаграмм);
2) Печатание с окончательной правкой — 3,5 час.;
3) Оформление диаграмм — 2,5 час.

20 часов — это серьезная работа!

«Вся ответственность за проведение встречи и прием гостя возлагалась на секцию, членом которой является участник турнира. Участники встречи должны были обеспечиваться питанием, гость — жильем и обратным билетом. Каждую встречу должна была обслуживать местная судейская бригада в составе 4-х человек. Обеспечив удобное помещение для игры, секция должна была позаботиться о привлечении зрителей, освещении соревнования в местной печати, проведении сопутствующих мероприятий для популяризации игры Го в своем городе» — обратим внимание на то, что высший турнир по Го понимался организаторами не как междусобойчик, а как показательное и просветительское мероприятие. Его целью была демонстрация искусства, а не соревнование ради соревнования.

В это связи интересен отчет поединка между Г. Ниловым и А. Лазаревым, который прошел в Петрозаводске 16 декабря 1978 года (хранится в папке СИГО-78).

«… хотя и было арендовано для встречи наиболее подходящее в городе помещение, предварительного объявления в газету представить не удалось, поэтому число зрителей не превосходило 100 человек, но было не менее 60. В плане популяризации Го проделано все возможное: приглашены корреспонденты республиканских газет и телевидения, в результате 21 декабря состоялся репортаж о встрече по карельскому телевидению, 3 января 79 года вышел репортаж в газете «Ленинская правда», 30 декабря — в газете «Петрозаводский университет». Газета «Комсомолец» опубликовала интервью с Г. Ниловым»

Четыре судьи включали в себя следующие позиции: Судья-демонстратор (его роль не понятна из названия), судья-хронометрист (он следил за временем поединка), два секунданта, которые записывали ход поединка.

В отчете мы можем найти и рассчитанное среднее время на обдумывание — 3 часа 26 минут. В то время, как участники могли выбирать регламент времени между 3-мя, 4-рьмя и 5-тью часами каждому на игру. В течение турнира было проведено две инспекционные поездки: в Петрозаводск и в Москву — с целью обследовать условия проведения встреч. Отчеты по обеим из них сохранились, и они весьма занимательны.

Читаем в отчете: «Партия в Москве (Павлов-Беляев) оказалась неподготовленной (из-за болезни руководителя секции С. Межова). Помещение для игры было найдено в последний момент. Им оказалась квартира одного из московских любителей Го. роль судьи в партии пришлось взять на себя инспектирующему, который вместе с хозяином квартиры обеспечивали проведение встречи. Обстановка была удовлетворительной, участники обеспечивались в перерывах питанием и смогли после окончания партии нормально отдохнуть».

А вот описание поединка в Петрозаводске, составленное другим инспектором:

«Партия началась в 12 часов. Посередине большого светлого зала были огорожены три столика (один игровой и два для записи). Зрители за оградительный барьер не допускались. На отдельном столике стояли бутылки с минеральной водой и лежало печенье, шоколад. Партию записывало двое судей. Смена записывающих организована не была. К тому же они не обладали достаточным опытом записи партий. В результате было сделано несколько ошибок, из-за чего Нилов Г.И. получил только черновую запись партии. Во время партии играющим подавалась легкая закуска и кофе. Каждый час делался перерыв. Но за 6,5 часов игры не было сделано перерыва на обед.

К недостаткам организации партии отнесу то, что демонстрация партии происходила только до середины игры. К концу партии за ограничительный барьер стали заходить зрители. Старший судья Попов А. должного внимания к этому факту не проявил.

Во время игры в отдельном помещении для зрителей проводились консультации по правилами игры. На столиках были разложены комплекты. Зрителей на партии было много. Некоторые из них играли. Партия финального турнира вызвала большой интерес в печати и на телевидении.»

В отчете также представлена подробная смета бюджета турнира, включающая 600 рублей.

В заключение, отмечу, что традиция проведения показательных соревнований, безусловно, правильная. Но не каждый был способен выдерживать такую планку, что наглядно показал случай с руководителем секции Го в Москве. В результате к середине девяностых турнирная система деградировала до пьянства, неотапливаемых помещений и шатающихся столов, за которыми было невозможно играть.

Пожалуй, первым показательным турниром в новой России, наследующим традиции СИГО, стал Чемпионат России по Стратегии, проведенной командой Федерации Го в 2005 году.

Чемпионат России по Стратегии. Поединок между И.А. Гришиным и его учеником А. Румянцевым, секретарь Е. Островский
Чемпионат России по Стратегии (Го, Вейцы, Бадук), декабрь 2005 года. Зал учителей и инструкторов. Поединок между И.А. Гришиным (5 Дан) и его учеником А. Румянцевым (1 Дан), секретарь Е. Островский. За поединком наблюдает многократный Чемпион Европы по Го А. Динерштейн (слева).


Просмотров: 2 124
Запись опубликована в рубрике Все записи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.