Этим летом мой ученик Дмитрий Шориков провел почти три недели в Осаке в летнем лагере для любителей Го со всего мира. Слушая его рассказ о поездке, я расспрашивал об особенностях обучения игре, характерных для японской школы. Дима показал несколько своих игр с японскими профессионалами и сильными любителями. Одну из них можно посмотреть чуть ниже. Пожалуй, никто из россиян не участвовал в подобных лагерях последние лет 10-15. Поэтому я попросил Диму описать свои впечатления. Вот его рассказ. По итогам лагеря японские профессионалы из Кансай-Киин оценили уровень игры Димы в 5-й японский любительский Дан (соответствует 4-му европейскому).
Osaka Go Camp 2013
В июле этого года в Японии проходил двадцатидневный Го лагерь, Osaka Go Camp, в котором я принимал участие. Незабываемое впечатление от полного погружение в процесс изучения игры, позволившее мне лучше постичь технику и восприятие Го.
Это был трехнедельный усиленный тренинг подобный тому, что проходит в спортивных лагерях, где игроки оттачивают свои умения во всех аспектах игры. Только вместо физических упражнений, у нас были мозговые. День и ночь мы играли и разбирали партии, решали задачи, слушали лекции, в общем, посвящали все свое время изучению искусства Го.
Мероприятие проводилось в городе Осака. Соответственно, это все было организовано профессионалами из школы Кансай-Киин. Всего принимали участие около тридцати человек, основную часть которых составляли американцы, канадцы и европейцы, я был единственным представителем из России. Несмотря на то, что мы все были из разных стран, у нас сложился очень дружный и сплоченный коллектив объединенный любовью к Го.
Процесс обучения значительно отличался от привычного мне европейско-американского. Если здесь очень усиленно изучаются новые дзёосэки и борьба в середине игры, то в Японии основной упор делается на изучение концовки игры. Как говорил наш учитель Маэда сэнсэй: «Конечно, важно уметь бороться, решать задачи на жизнь и смерть и т.д., но чаще всего, особенно в профессиональных партиях, исход решается в финальной стадии игры». Поэтому каждый день мы решали задачи по есэ в качестве домашней работы. Они представляли собой позицию окончания игры, где черный, делая первый ход, должен был добиться победы.
Учебный день начинался в 10:30 с игры между участниками, в которой у каждого было по часу основного времени и один период тридцатисекундного боёми. После можно было получить профессиональный разбор. Сразу за этим шел перерыв на обед. Занятия возобновлялись в 13:30 с разбора домашнего задания и следующей за тем небольшой лекцией по есэ. В ней оценивалась важность того или иного хода, разбирались часто встречаемые позиции и показывались разные тесудзи, применимые к этим позициям. Сразу после этого шла основная лекция, которую проводили приглашенные профессионалы 9-го дана. Темы этих лекций были уже намного более привычны, как например, направление игры или правильное построение борьбы. По окончании проводились сеансы одновременной игры по четыре человека на каждого из двух профессионалов. А в предпоследний день на такой сеанс был приглашен Yuki Satoshi (Judan). В тоже время совершались разборы утренних партий на главной доске. На этом тренировочный день был формально окончен, но многие оставались играть до самой ночи, как и подобает истинным любителям Го.
В неигровые дни познание проходило в менее интенсивной манере. По выходным проводились дружеские турниры с приглашенными японцами. В другие свободные дни мы посещали Го-бар а также здание Кансай-Киин. В Киин нам удалось сыграть группа на группу с преинсеями (дети,от 5-го дана и ниже, которые готовятся стать инсеями). Результаты были плачевные, но бесценный опыт, быть побитыми детьми, мы приобрели.
В целом, Го лагерь стал отличной возможностью забыть про повседневные заботы и погрузиться в изучение Го. Это помогло мне значительно улучшить мой уровень игры. Вдобавок, знакомство с японскими людьми и культурой было очень приятным бонусом.