Лекция главы Русской Школы Го и Стратегии И.А. Гришина «Пестрые рассказы о Стратегии»

(Конспект лекции записан Михаилом Емельяновым)

Первая часть лекции

Игорь Алексеевич объяснил, почему Школа называется русской. Так как мы ведем исследования в рамках русского языка и русской ментальности, более того стараемся заострить эту рамку, считаем её для себя принципиально важной, то и Школа называется русской. Затем мы коснулись понятия школа. Конечно, школа — это не здание и не только институт. Школа — это направление мысли, направление исследований и поиска. То есть школа — это процесс, а не только статичная организация. Третий важный момент — это область деятельности и исследований. Лектором было подчеркнуто, что Школа исследует перекрёсток Го и стратегии. То есть мы изучаем пересечение Го (древнейшая интеллектуальная традиция) и стратегии.

Можно исследовать и другие пересечения, например Го и спорта. Тогда это будет спортивное Го, исследования будут носить иной характер, будет своё содержание и цели. Либо можно пересекать стратегию с управлением, тогда мы окажемся на перекрёстке — стратегическое управление. Можно исследовать и его. Перекрёсток, на котором «стоит» Школа и который она исследует — Го и стратегия. При этом Школа исследует не столько саму точку пересечения, а то, что из неё следует, то есть выходит за рамки перекрёстка, соединяясь с новыми контекстами.

Лекция главы Русской Школы Го и Стратегии И.А. Гришина Пестрые рассказы о Стратегии

Вторая часть лекции

В прошлый раз мы говорили об инструментах Русской Школы Го и Стратегии. То, что вы видите перед собой – это комплект Го. Но это не Го. Это именно комплект, с помощью которого можно играть в Го. В комплект, кстати, входят правила игры.
Говоря об инструментах, мы имеем в виду инструменты принятия решений. Инструменты Школы были нами найдены не в Го, не на игровой доске. Они были взяты из той области, которой мы принимаем решения и относятся именно к ней.
Как человек добивается тех или иных результатов на игровой доске? Как он побеждает, Как он проигрывает? Чем он это делает, какими инструментами он пользуется? Например, человек имеет стабильный результат: он постоянно проигрывает. Согласитесь, иметь стабильный результат – это вообще сильно. Мне интересно, чем он пользуется в игре, чтобы получать такие стабильные результаты. Если я найду его инструмент, то смогу забрать его у человека. И тогда результаты изменятся, человек начнет выигрывать. Понимаете, как интересно?

Без инструментов что-либо сделать очень трудно. Но чтобы ими пользоваться, их надо иметь, они должны быть нам доступны.

Наша школа открыла пять инструментов. Три из них нормальных, а два – чудесных. Что значит, нормальных? Это инструменты, доступные каждому человеку, они даны ему от рождения и он может ими овладевать и пользоваться. К ним относятся: зрение, глазомер и умозрение. Два чудесных – предвидение и видение. С этими инструментами иначе. Не каждый человек может ими овладеть. Почему так? Потому, что для чудесных инструментов необходима иная целостность самого себя, чем она есть у обычного человека. Например, наша обычная пища может здесь не подойти, так как не будет питать нас так, чтобы эти инструменты были нам доступны. Например, у человека есть дар. Но не все знают, что дар тоже нужно питать. Причем обычное питание ему не подойдет, так как его нужно питать чем-то кратным ему самому. Поэтому я и говорю, что для чудесных инструментов необходима другая целостность самого себя.

В прошлый раз мы говорили о том, что зрение – это очень важный инструмент, а команда «Посмотри», является на наш взгляд, эволюционной командой. Собственно с этого инструмента начинается стратегия. Владеешь ли ты этим инструментом или нет.

Есть и другие нестратегические инструменты, например, память. Память – это очень сильный инструмент. И я встречал людей, которые пользовались только этим инструментом за игровой доской. Как он работает? Человек вспоминает либо какой-то пример, который он видел для той или иной ситуации, либо вспоминает, как он действовал в подобной ситуации ранее и к каким результатам это его привело. И так он строит игру. Исключительно через память. Я не говорю, что от памяти нам нужно отказаться. Нет. Но у памяти, как инструмента есть серьезный недостаток. Память относит нас к прошлому. А зрение относит нас к новому. И это важный момент. С помощью зрения мы открываем новое. Память нам такой возможности не дает.

Когда мои дети из детской школы Го играли на турнире, мне был необходим простой и очень эффективный инструмент, позволяющий отслеживать происходящее на каждой игровой доске, а также дающий мне ответ: что сказать ребенку и чем его вооружить перед следующим игровым туром. Например, в Каннах мне было нужно одновременно отслеживать ситуацию на 15 игровых досках, расположенных на разных этажах, где играли мои дети. И когда после окончания тура я собирал их, мне нужно было сказать каждому короткое наставление, что ему делать в следующем туре. Мне нужно было их вооружить простыми инструментами, которые сработают и дадут результат. Я напоминал ребенку о том, что происходило в его игре, хвалил или советовал сделать то-то и то-то. Но самое важное, я говорил м, чтобы они осматривали доску.

Вообще осматривать игровую доску в детском Го – это ключ к победе. Ведь ребенок смотрит туда, где играет другой ребенок. Но в этом месте как раз нечего ловить и ничего нельзя изменить. А рядом можно, например, сразу съесть камни или сделать что-то еще, потому что там не велась игра.

Поэтому я говорил своим детям, если у вас ситуация складывается плохо, то остановись и посмотри на доску. Найди другое место и начни игру там. То есть ключевым инструментом моих детей было: в случае ухудшения в игре остановиться и посмотреть. Во что бы то ни стало остановить себя и начать осматриваться. Этот навык мы вырабатывали у наших детей и он давал свои результаты.

На что смотреть? Я говорил в прошлый раз, что список «На что надо посмотреть» всегда будет не полным. Мы не знаем, на что надо смотреть. Но надо смотреть. Иногда все дело в какой-то мелочи и её необходимо подметить. Зрение как раз и нужно для того, чтобы помечать.

Следующий инструмент – глазомер. Глазомер – про способность соотносить, искать и видеть соотношения. Когда мы говорим своим глазам: «ну-ка посмотрите, где больше – здесь или там?», то глаза нам отвечают: «Извини, но мы не можем определить, где больше. Мы можем подмечать, а определяй ты сам». Тогда мы повторяем свою команду, и глаза нам говорят: «Ну хорошо, раз ты настаиваешь, то больше – здесь». Глаза могут соотносить, ловить соотношения, разницу, делать сопоставления предметов. Глаза это делают быстро. И это важная способность, которая позволяет находить быстрые решения, исходя обстановки.

В Германии для немецких снайперов во время войны были специальные фильмы. Им нужно было запоминать визуальные картинки. Например – полоса леса. Такая серая масса деревьев, которую в принципе запомнить невозможно. И вот тут включается глазомер. Надо вычленить, например, самую высокую вершинку в центре этой «пилы», затем выявить такие же заметные вершинки деревьев справа и слева, запомнить их соотношения. Так можно даже вычислить снайперскую позицию. Потому что глазомер позволяет видеть даже то, что обычному зрению не видно.

Третья часть лекции

Вопрос: Скажите, а вот как быть новым слушателям лекции, если я не понимаю ваше обучение? То есть, можете ли вы идти от простого к сложному?

Ответ: Данный курс не обучающий. Это гуманитарный курс. Курс для гуманитариев и интеллектуалов. Если ты пришел на этот курс, то хочешь не хочешь, но стяжаешь эту позицию – гуманитария. Поэтому здесь нет обучения.

Теперь о том, чтобы идти от простого к сложному. Для меня простое и сложное находятся на разных шкалах. Мы не претендуем на истину в последней инстанции, но простое в нашей школе относится к порядку, а сложное к хаосу. И вообще нужно очень хорошо потрудиться, чтобы прийти к простому. Некоторым кажется, что простое валяется вокруг них под ногами, бери не хочу. А я вам скажу, что такое порядок. Мы у себя в стране порядок не можем построить сколько столетий. Идти от простого к сложному – это как идти от порядка к хаосу. Это вообще круто.

Вот алмаз – это пример простого. У него самая простая кристаллическая решетка. И чем проще алмаз, чем он чище, тем он дороже стоит. Простое стоит очень дорого.

Реплика: На мой взгляд, хаос это тоже порядок, то есть его можно упорядочить.
Ответ: Нет, хаос невозможно упорядочить. Это разное: порядок и хаос. Это как жизнь и смерть. Но хаосом можно управлять, использовать его.

Кстати, вот доска для Го – это матрица способна упорядочивать пространство вокруг себя. Вы покупаете доску и можете упорядочивать хаос, если вам так хочется это делать. Мне один человек очень советовал каждому покупателю объяснять, что доска Го будет упорядочивать пространство в его квартире.

Раз мы обратились к этой упорядочивающей матрице, то давайте я вам покажу интеллект и разницу между умом и интеллектом.

Смотрите, как можно увидеть разницу между умом и интеллектом (переворачивает гобан днищем вверх). Вот это ум (показывает на днище гобана). В него можно положить объект, в принципе, любой объект. В уме есть специальная выемка. У кого-то она большая, у кого-то нет. Я ставлю сюда тарелку с шоколадкой. Вы можете сейчас снимать это на фотокамеры, и мне ничего за это не будет. А вот если бы я поставил тарелку на сторону доски, где разметка, то это был бы скандал (переворачивает гобан разметкой вверх). Вот это интеллект. Сюда так просто ничего не положишь, как в ум. Потому что здесь есть разметка. И есть правила, что и как сюда можно класть. Разметка и есть фотография интеллекта. Но что интересно, если мы что-то «положили» человеку в интеллект, то это у него сразу начинает соединяться с другими перекрёстками или объектами, которые уже здесь у него есть.

В интеллект мы не можем положить всё, что угодно. Человек это не примет. А в ум – можем. Например, если вы скажете человеку, что можете обратиться лисой, то человек с интеллектом это не примет. А человек, у которого интеллекта нет, примет это в ум. Он даже может с вами и не соглашаться, но он это примет, будет об этом думать, осмыслять, рассказывать другим.

Москва, 20.01.10, Русская Школа Го и Стратегии.


Просмотров: 1 485
Запись опубликована в рубрике Все записи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.