Уважаемый мной детский педагог Александр Лазарев написал рецензию на мой задачник «Развивай интеллект с Михаилом Емельяновым».
Александр не просто много лет обучает детей, он изучает образование как науку, являясь старшим научным сотрудником в НИИ Инновационных стратегий развития общего образования. Поэтому его критический взгляд особенно ценен для меня.
В преддверии 2012 года, года выборов президента России, вышла книга, отвечающая на одну из существенных проблем современности – деинтеллектуализации российского общества. Книга «Развивай интеллект вместе с Михаилом Емельяновым» первая в русскоязычном секторе книга о Го, в которой Го впрямую рассматривается и используется как «инструмент интеллектуального насилия». То есть такой инструмент, который может быть использован каждым для развития собственного интеллекта. По одной из легенд эта древняя игра и была создана для воспитания и образования наследника, который должен был управлять своей страной в не так уж и далеком будущем.
В книге предпринята успешная попытка выхода «за границы» настольного Го. Сделан шаг, раскрывающий, наконец, метафору «Го развивает людей и детей», в предложенной технологии показывается один из возможных вариантов – как это может быть осуществлено.
Кроме того – перед нами смелый эксперимент в одной книге объединить в русле развития интеллекта (по заявке самого названия) и тех, кто начинает свои первые шаги в Го и тех, кто уже включен в его обаяние. И первые, и вторые могут по-новому взглянуть на свои занятия с белыми и черными камнями на просторах матрицы доски: не как на занятия, отрабатывающие те или иные специфические техники, приемы или знания по Го, а как на организованное движение, направленное на развитие тех или иных общих способностей. Общие способности, вырабатываемые на предметном материале игры, тем не менее, не ограниченны применением только к Го-содержанию, они конвертируемы и применимы и в занятиях наукой, и в бизнесе, и в предпринимательстве, и в управлении и в проектировании.
Сами способности, которые с точки зрения автора, составляющие интеллект и развивающиеся в Го (логика и расчет – аналитические способности, организаторский способности, связность ума – искусство коммуникации, скорость мышления – внимание и сообразительность, гибкость мышления) не являются законченным, и еще более существенно – не являются каноническими с точки зрения логики, психологии мышления, философии или методологии. Автор опирается на собственный опыт работы (и не только с детьми) и на разработки Русской Школы Го и Стратегии. Сам шаг требует отношения и дискуссии со стороны логиков, психологов, философов образования. Но нам видится за этим направлением стратегическое будущее как для самого «непрямого» образования, так и для «сферы Го» в России. В этом направлении мы сразу выходим на передовые мировые позиции, опережая «непобедимых азиатских тигров».
Лазарев А.С. (с.н.с. НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, г. Москва)