В чем польза изучения игры Го?

С чего начинается работа ума? Я часто задаю этот вопрос своим ученикам, как детям, так и взрослым. В ответ звучат разные версии. Но большинство из них о том, что ум начинается с мысли. Так ли это? Или мысль – это результат работы, её продукт? И что же является исходным материалом? Иногда ум включается после того, как включились руки или ноги.

О таком говорят, что он взялся за ум. У большинства же из нас работа ума начинается с глаз и ушей. То есть с восприятия.

Обучение в Русской Школе Го и Стратегии начинается с восстановления утерянной способности воспринимать себя и окружающий нас мир. Почему эта способность нами утеряна и когда мы теряем её?
Пожалуй, главный удар по восприятию наносит школа, в том виде, в котором мы привыкли её видеть. Ставка на запоминание, заучивание и насыщение ребёнка огромным объёмом несвязанной и бессистемной информацией нарушает его воспринятийные способности, перегружая и выключая их. Главный оператор школы – память, а не восприятие. А идеального ученика можно уподобить компьютеру, способному накапливать массы информации и проводить нехитрые логические операции. Уникальные способности человека – осмыслять явления и связывать образы в целостные системы – в обычной школе не котируются и игнорируются. А «излишнее» восприятие вообще пресекается.

Память и запоминание упрощают деятельность ума. Ведь и вправду, узнав что-то однажды, и запомнив его, ты при следующей встрече со знакомым предметом узнаешь его. Достаточно лишь вспомнить. Так понимание постепенно подменяется узнаванием, когда человек пользуется лишь знакомыми ярлычками, уже не улавливая сути вещей. В этом случае уже нет надобности воспринимать, достаточно лишь вспоминать и узнавать. Что же произойдет если такой ум окажется в новой и незнакомой обстановке? Память окажется бессильна, так как она не способна созерцать и понимать.

Первая проблема, с которой сталкивается начинающий изучать Го – поиск ответа на вопрос «Что делать?» Казалось бы, простые правила и понятная цель поделить территорию не должны создавать помех для успешной игры. Однако уже после первых решений даже уверенный в себе человек невольно останавливается в замешательстве. Он не понимает – что ему делать, и как. Причина такой остановки кроется в том, что он не умеет собирать с помощью зрения достаточную информацию для принятия решений, а если и собирает ее, то не осмысляет. Человек открывает для себя состояние, которое наша школа называет стратегической слепотой. Столкнувшись с огромным по своим масштабам пространством решений (а число возможных решений в Го превышает число со ста нулями), человек без развитого восприятия теряется в нём, подобно заблудившемуся в лесу ребенку. Он не ищет ориентиров и меток, которые позволили бы ему выбраться из леса, а бездумно бредет, куда его ведут ноги.

Поэтому стратегическое обучение в школе начинается с тренировки зрения и его главной функции – внимания. В результатом тренировки восстанавливается верный алгоритма деятельности: сначала смотрим, затем думаем, а после действуем.

Первое живое впечатление о Го чаще всего визуальное. Ведь Го – это очень красивая игра. В Азии Го претендует на звание университета стратегии. Его изучал император Китая и император Японии. Как заинтересовать императора изучать стратегию не в реальных политических или военных схватках, а умозрительно, в игре?

Игровой комплект японского императора эпохи Нара (VIII  век).

Игровой комплект японского императора эпохи Нара (VIII век).

Древняя школа, основавшая в Китае традицию Го, блестяще справилась с этой задачей. Доказательством тому служит, что Го уже на протяжении более 4000 лет остается одним из ведущих стратегических искусств Востока. История не сохранила до нас даже примерное описание первых наборов Го. Однако кое-что всё-таки известно.

Го это редкая и дорогая образовательная технология. Известно, что с самых древних времен набор Го изготовляли из особых материалов, которые можно назвать «предметами силы». Игровые фишки вырезали из костей либо редких либо особенных животных, например, из бивней мамонтов и слонов или из рога носорога. Для чего? Правитель и его двор были охотниками. Они понимали, чего стоит противоборство со свирепым зверем, знали энергию такой борьбы. Более того, они могли добыть материал для набора самостоятельно, победив в смертельном поединке мощное животное. Игровые фишки, или кости заключали в себе силу поверженных животных и символизировали их. Выточенные в виде небольших пирамидок, они соединяли игрока с сущностью зверя. Некогда дикое животное становилось послушным инструментом в руках победившего его охотника. Само соприкосновение с таким набором становилось событием. Кости животных использовались шаманами и жрецами в мистических ритуалах, особенно в гадании. Игровой набор из костей передавал в руки правителя сакральную власть, доступную жрецам. Так, через игровой набор, человек переходил от эстетического и тактильного переживания к интеллектуальному осознанию, открывая за внешним предметом образы и идеи.

игровые кости Го из бивня мамонта и костей шерстистого носорога из Сибири

игровые кости Го из бивня мамонта и костей шерстистого носорога из Сибири

Игровое поле Го, выполненное в виде матрицы размером 17х17 или 19х19 с самых древних времен было таким большим. Такие размерности превосходят на порядки счетные способности самых совершенных суперкомпьютеров современности. В древности же им не могли найти иной интерпретации, кроме сравнения со вселенной.

Что способна дать современному человеку игра Го? Во-первых, вернуть ему силу и глубину восприятия. Во-вторых, научить его мыслить утонченно и эффективно. В-третьих, построить ему интеллект. В-четвертых, открыть путь к искусству стратегии.

Мы мало знаем о лидерах политики и бизнеса, кто серьезно изучал или изучает Го, так как владение Го не принято выставлять напоказ. В их числе Мао Цзедун, Билл Гейтс, Нолан Бушнер (основатель компании Atari, в которой начал свою карьеру Стив Джобс), руководители и владельцы крупных компаний Японии и Кореи (из известных в России: Toyota, Samsung, Japan Airlines, LG, Acer), большим поклонником Го является Ли Якокка (бывший CEO Ford и Chrysler). В конце прошлого десятилетия председатель КНР Китая Ху Цзинтао получил от президента США Барака Обамы набор Го в подарок.


Просмотров: 5 813
Запись опубликована в рубрике Все записи с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий