Китайская Книга перемен и игра Го

Название Книги перемен (по-китайски: Чжоу И или И Цзин) созвучно древнему имени игры Го – И. Иероглифы названий, разумеется, разные. Возраст Книги перемен датируется как минимум 1 тысячелетием до нашей эры. К этому периоду (династия Чжоу) относят доказанный возраст Го. Согласно китайским легендам, циклические перемены были описаны в виде восьми триграмм первым правителем китайцев Фу Си. Последний по их представлениям был рептилоидом (тело змеи с головой человека). Миф о происхождении игры Го претендует на аналогичную древность и относит изобретение Го к той же эпохе пяти императоров, первый из которых Фу Си. А для последнего – Шуня – и была разработана игра Го.

Согласно легенде, Фу Си открыл триграммы после того, как загадочный конь-дракон вынырнул из Хуанхэ, принеся с собой нефритовую табличку с двумя схемами: Хэ Ту и Ло Шу. По другой версии, схемы были изображены у него на спине, а триграммы Фу Си изобрел сам, «слушая голоса восьми ветров». В этой истории любопытна древняя схематизация, которая выполнена круглыми контрастными кружками, напоминающими камни Го:

схема Ло Шу

схема Ло Шу

схема Хе Ту

схема Хэ Ту

 

 

 

 

 

Наложив две триграммы друг на друга, древними мудрецами был составлен цикл из 64 гексаграмм. Общий цикл перемен описывает процессы, протекающие в нашем мире, разделяя каждый на 64 характерных этапа. Для себя я называю этапы архетипами, понимая под ними типовые ситуации, через которые проходишь снова и снова.

64 гексаграммы. Порядок Прежних небес. Предположительный автор: Фу Си.

64 гексаграммы. Порядок прежних небес. Предполагаемый автор: Фу Си.

64 гексаграммы в порядке Последующих небес. Предполагаемый автор: Вэнь Ван, правитель эпохи династии Чжоу

64 гексаграммы в порядке последующих небес. Предполагаемый автор: Вэнь Ван, правитель эпохи династии Чжоу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Круг гексаграмм, в котором по мысли древних зашифрована динамика любого изменения в мире, завораживает. Трудно поверить, что этими простыми значками можно описать всё во вселенной. Я думаю, что ограничение всё-таки есть, и эта система описывает в первую очередь хитросплетения человеческой жизни, мир, воспринимаемый сознанием человека. Но сам замысел – оцифровать двоичным кодом деятельностные процессы, используя при этом сложную символьную систему первоэлементов, впечатляет.

Выбор этих элементов заслуживает отдельной медитации. Я не представляю, как были выбраны некоторые из них, и почему из их сочетания получаются те или иные архетипы, охватывающие целостность бытия. Например, огонь и вода – это понятная пара, как и земля с небом. Но вот менее очевидные пары: гора и водоем (озеро), а также гром (молния) и ветер. Например, в  фэншуй в паре стоят ветер (фэн) и вода (шуй).

Молния – важный символ, оружие верховного божества во многих религиях. Под ветром можно понимать эфир, одну из платоновских первостихий. А вот гора с водоемом ставят меня в тупик. Почему выбраны именно эти образы? Какую смысловую нагрузку несут такие архетипы, если они стоят наравне с четырьмя стихиями воды, огня, земли и неба? Могу лишь предположить, что эта пара конкретизирует дуальность высокого и низкого, с точки зрения земной тверди, тогда как пара небо-земля более абстрактна. На горах и при водоемах древние люди ставили алтари божествам. Почти всегда это места силы. Ну и совсем фантазия: в этой паре зашифрована память о потопе.

Порядок гексаграмм зависит от системы. Их две: прежних небес, когда гексаграммы идут последовательно, как в двоичном коде; и последующих небес, когда гексаграммы идут в особом порядке, разбитые на зеркальные пары. Считается, что мы живем в эпоху последующих небес, потому автор второй системы Вэнь Ван и разработал соответствующий порядок гексаграмм. Это было сделано им в 11 веке до нашей эры. Если предположить, что Фу Си – вымышленный персонаж, то последовательность Вэнь Вана и есть основной порядок, предложенный мудрецами времен династии Чжоу.

В Книге перемен мне особенно интересны следующие моменты. Во-первых, в эпоху Чжоу на доске Го гадали. Принципы гадания с помощью Го нам не известны. То ли камни разбрасывались случайным образом на сетку доски. То ли сама игра была формой предугадывания судьбы, исхода того или иного дела, каждому из которых отводился свой угол. Моя версия такая: разным частям доски были присвоены благоприятные и неблагоприятные статусы по сторонам света, а ход игры показывал, куда развернется тенденция, управляемая руками игроков. Гадание является основой работы и с Переменами. Цель гадания в том, чтобы выяснить: на каком этапе цикла находится вопрошающий человек или исследуемый процесс. Были ли практики гадания связаны между собой? На мой взгляд, взаимное влияние двух «технологий» работы с будущим: Го и И-Цзин – прослеживается.

Второй интересующий меня вопрос – это адресат высказываний Книги перемен. Их там три, и у них заметное различие  в статусе. Кто эти три типа людей, с которыми разговаривает неведомый автор первых комментариев к И-Цзин?

Первый образ – это маленький человек, обыватель. Следующий статус, к которому обращены основные наставления книги – правитель и он же мудрец. А третий персонаж – это большой человек, статус которого туманен. Советы, которые даются этим трем типам читателей в одной и той же ситуации различны, а порой и противоположны. Чаще всего в текстах комментариев упоминается правитель. Реже – маленький человек, и еще реже – большой человек. Я полагаю, что главное отличие между ними в масштабе будущего, на который каждый их них способен замахнуться. Другими словами, у них разный стратегический горизонт.

Позицию маленького человека иллюстрирует следующий рисунок:

черта гексаграммы

 

 

 

 

 

Он представляет восприятие обывателем мира, как непрерывную цепь происходящих с ним событий, в виде условной прямой. И вектор дальнейшего развития маленький человек задаёт вдоль это прямой, что соответствует естественной логике и его маленькому проекту будущего.

Однако, рано или поздно с ним случается непредвиденный его планом fuckup, который проиллюстрирован следующим примером:

гексаграмма 17 "Последовательность"

вектор развития направлен не вдоль черт, а ведет через них

 

Согласно Книге перемен, ни один процесс не сохраняет свое состояние вечно. Вечен лишь переход из одного состояния в другое. И наш маленький человек неожиданно для себя перескакивает со своей благополучной прямой на прерывистую черту, символизирующую противоположное состояние. Переход, который может случиться и незаметно, маленький человек резонно отметит как кризис в своей жизни. Более того, он не видит всей картины и не знает, что его ждет две полосы подобного «негатива», что вдвое превышает предыдущий период благополучия. Затем пойдут две полосы «позитива» и вновь последует переход в «негатив». Согласно И-цзин, вектор развития идет не вдоль отдельных полос, как думает обыватель, а вверх по гексаграмме, через полосы.

Для обывателя пройти транформу сознания, чтобы взглянуть на свою жизнь под таким новым углом зрения, задача трудная и неинтересная. Главным образом потому, что это потребует от него самостоятельного мышления, что не свойственно маленькому человеку.

Шесть полос образуют целостный ряд одной гексаграммы. Каждая полоса обладает особым характером, который зависит от положения в иерархии (с первой по шестую). Иногда одна «негативная» черта способна создать серьезный кризис, даже будучи окружена только «позитивными» чертами. Более того, у каждой гексаграммы свой нрав, который влияет на характер составляющих ее черт.

Для маленького человека открытие такой картины мира означает слом миропонимания. Но большинство маленьких людей об этом не задумываются, потому они и маленькие. Они обделывают свои дела в рамках отдельной черты, в которой пребывают сейчас. И зима для них наступает всегда неожиданно, как и вообще любой переход из состояния в состояние. В этом есть и свои плюсы: много сюрпризов; жизнь в коротких планах позволяет ловить гешефт, от которого поневоле откажется тот, кто знает, что его ждет далее.

Под правителем можно понимать как царя, так и того, кто взял в свои руки управление самим собой и своей судьбой, то есть философа с царем в голове. Мудрый правитель не смотрит на свою жизнь глазами маленького человека, обывателя. Поэтому он стремится видеть картину в целом, как череду тех или иных черт-состояний, через которые ему предстоит пройти. И чем шире его горизонт, тем точнее будет его видение будущего. То есть, он мыслит категориями, которые в Го мы называем большими.

Значительная часть советов И-цзин адресована правителю, помогая ему проходить через описываемые в книге изменения. Ведь страшен не только переход из благополучного состояния в неблагоприятное, но и обратная трансформа. Иногда она оказывается сложнее, чем первая. Особенно опасны ситуации, когда одна тенденция сохраняется длительное время (мечта маленького человека), то есть когда прямые или прерывистые черты не сменяют друг друга.  Это замечаешь, изучая рекомендации к гексаграммам, заполненным однородными чертами.

Весь механизм определения будущего, заложенный в Книгу перемен, помогает правителю выбрать верную стратегию. Черты в гексаграмме обладают разным весом, в соответствии с позицией. В зависимости от четности варьируется и статус черты: слабая она или сильная. Слабой чертой иногда можно пренебречь. Многообразие случаев, когда сильная (прямая) черта занимает сильную же позицию или наоборот попадает на не характерную ей слабую позицию, подробно обыгрывается в советах, ремарках и указаниях. Собственно, мудрецу не столько важно будущее, сколько соответствующее этому будущему ведение дел, чтобы быть в гармонии с естественным течением вещей.

С большим человеком ясности немного. На мой взгляд, большой человек отличается тем, что он рассматривает своё будущее за границы собственной смерти. Такое размышление о себе и своем месте в окружающем мире неприемлемо для маленького человека, удел которого – жить малым. И оно будет крутовато для правителя и мудреца. Мудрый правитель остановится на золотой середине, следуя совету Конфуция. Большой человек двинется дальше, превосходя равновесное состояние.

Долгосрочное планирование и выход на предел возможностей открывает перед большим человеком уникальные возможности. Есть ситуации, когда только ему разрешено действовать, а правителю рекомендовано остановиться из-за опасности потерпеть неудачу; маленького человека вообще ждет гибель. Но кто этот большой человек? В чем заключается его особая сила? В сверхмудрости или в недоступных простым смертным возможностях? Как он читает картину, изложенную в гексаграме?  Рассматривает ли он ее по элементам или целостно, например, разделяя ее на две составные части и исследуя смысл и контекст, вытекающий из сопоставления этих частей? В нашем примере это две триграммы:

триграммы "ветер" и "вода"

триграммы «гром» и «водоем»

 

 

 

 

 

Снимок экрана 2015-02-24 в 19.53.30Снимок экрана 2015-02-24 в 19.53.44

 

 

Гром  и  водоем в сумме образуют гексаграмму № 17 «Последовательность». Внутри гексаграммы можно выявить еще две триграммы, если объединить внутренние черты. Такой метод исследования открывает дополнительные контексты и смыслы за рамкой очевидного. Получаемая «внутренняя гексаграмма» может рассматриваться как проявление процесса в процессе. В нашем примере получится гексаграмма № 53 «Течение», которая далеко отстоит от № 17, а значит несет в себе иные тенденции.

внутренние триграммы

внутренние триграммы

гексаграмма 53 "Течение"

гексаграмма 53 «Течение»

 

 

 

 

 

Если заглянуть за рамки шести черт, то мы увидим следующие паттерны черт. За гексаграммой 17 следует № 18 «Исправление». Она является инвертированной парой к предыдущей.  За исправлением идет № 19 «Посещение». На какой горизонт готов заглянуть читатель Книги перемен? Его картина будущего может быть и такой:

ряд гексаграмм

Синяя линия размечает начало новой гексаграммы.

 

Сила И-цзин в объемлющем характере системы. Если ты готов принять ее методологию и описать реальность в виде 64 смысловых паттернов, то по мнению неведомого автора, сможешь знать свое настоящее и будущее. Точнее, твои действия будут согласны с потоком действительности, а значит в делах будет успех, подобно тому, как кораблю благоприятствует попутный ветер, а  плавание в шторм грозит крушением. Слабость системы в том, что ты обязан подчиниться ее логике и принять язык символов, который нельзя менять. Его тексты можно лишь пытаться распознать и интерпретировать.  Учтем и то, что сам трактат записан идеограммами древних иероглифов, постижение которых было вызовом даже для Конфуция, не говоря о нас, мыслящих в принципиально иной программной среде буквенного алфавита.

В Го нет такого ограничения, реальность может быть описана астрономическим числом вариантов в рамках универсальных и простых правил. Го – это самостоятельное проектирование будущего, силой своего разума и интуиции, на свой страх и риск. Но рамка игры – контрастные камни и квадратная матрица размерностью 19х19. Для многих такая форма, узнаваемая через образ настольной игры, блокирует мыслительный процесс: «Как можно решать стратегические задачи с помощью шашек?»

Книга перемен избавляет читателя от погружения в подобные размышления, а также избавляет от сложных стратегических проблем, предлагая готовый набор архетипов. Как если бы вся игра Го была разделена на 64 возможных сценария, составляющих матрицу победной стратегии. Слабое место в Го – это необходимость опереться не только на свой ум, но и на ум соперника. Модель игры Го работает, когда есть минимум два самостоятельно мыслящих субъекта. Игра в один цвет возможна, но бессмысленна.

Три масштаба И-цзин хорошо ложатся на игру Го. Тактика маленького человека – это тактика малых дел. Построение границ в конце — наиболее характерная часть игры. Однако идея «синицы в руках» может стать основой всей игровой стратегии. Безусловно, она будет проигрывать тому, кто умеет ловить журавлей, но таких мастеров встречается немного. Современное профессиональное Го во многом базируется на маленьком дележе по стандартным схемам, где победа достигается пересчетом противника или обманом с помощью хамэтэ. Уловками и обманом не гнушались стратеги всех времен, хотя построить победу только на обмане очень нелегко.

Слабое место маленького человека – узкий горизонт планирования. Обманывай-не обманывай, если ты не думаешь о будущем, то твои уловки ничего не стоят и не несут стратегического содержания. В Го разница между стратегическим подходом и взглядом маленького человека  сразу видна по действиям игроков.

прямая защита угла

прямая защита угла

косвенная защита угла

косвенная защита угла

 

 

 

 

 

 

 

Частый вопрос, который я слышу от учеников: почему прямая защита угла (например, как показано на рисунке слева) является ошибкой, а непрямые действия, показанные на правом рисунке считаются верным решением? Действительно, зачем оставлять открытым угол, где легче всего огородить территорию. Логичный вопрос, не так ли?

Конечно, защита угла не является ошибкой с точки зрения техники. Это замечательное решение, которое гарантирует владение углом. Однако в нем есть стратегический изъян. У такого решения в данном контексте нет будущего. Оно краткосрочное, так как сразу дает прибыль. Но если взглянуть шире, то эта прибыль может оказаться незначительной, если сравнить ее с выгодой от взаимодействия камней на стороне и в центре. Теперь же белые сделают всё, чтобы не дать черным установить такое взаимодействие.

Технически разница между постановками черных на обоих рисунках не принципиальная. Да, слева угол наш, а справа в него возможно вторжение белых. Но это вопрос около 10 очков. Стабильность черного отряда гарантирована. На мой взгляд, позиция черных справа все же  лучше. Выдвинутый на сторону черный камень может быть развернут через 5-7 перекрестков вдоль по стороне и объединиться с другим черным, либо ограничить развитие белых. Стойка черных такова, что камни не перекрывают друг друга, не мешают работать. А в позиции слева черный камень № 2 фактически подавлен вышестоящим черным, влияние которого не поддержано угловым помощником. Это говорит о перегруженности строя камней.

А если взглянуть на  оба решения с философской точки зрения, они многое могут поведать о том, кто их принял. Оставить угол открытым, не защищая его  — стратегическая уловка, стратагема! Задумка в том, что белый не получит выгодной позиции, если полезет брать угол. В лучшем случае это будет равный дележ. Посмотрим на позицию шире. Вторжение в угол нанесет черным урон, они потеряют территорию. Но в обмен белые помогут черным построить превосходную стенку, обращенную вовне:

дележ угла с белыми

дележ угла с белыми

 

У черных в таком раскладе только одна проблема – разрыв А.  Есть специальная техника, как грамотно использовать эту слабость соединения черных. Главное помнить, что сейчас белый отряд недостроен и потому, может быть убит. За белых есть смысл брать угол только ради спекуляции вокруг разрыва в черном строе. А для этого нужно подготовить позиции по флангам. Даже пусть их не будет, нужен план «монетизации», то есть извлечения выгоды из очевидно невыгодной позиции в углу. Я знаю несколько примеров того, как это можно сделать, например:

борьба белых за влияние снаружи

борьба белых за влияние снаружи

 

Белые могут получить легкую позицию на стороне, частично погасив черную стенку. Два белых камня можно жертвовать ради развития камня № 3. При ответе черных камнем 2 у углового отряда есть две возможности выжить: А и В. Кстати, разрыв у черных остается в резерве. Начинать борьбу можно и сразу с него. Если черные поставят камень 2 иначе, то белые могут сразу резать черных, угрожая захватом одному из черных отрядов. Технически это достаточно сложная операция, которая даже при безупречном исполнении: угол выжил, стенка погашена, может дать белым весьма скромные результаты, так как обстановка вокруг может быть неблагоприятной к тяжелой борьбе. Например, когда неподалеку есть слабые белые или сильные черные отряды.

И при этом нельзя сказать, что черный разочарован развернувшейся борьбой. У черных хорошие шансы заработать на борьбе со слабыми белыми, которые подавлены плотной и превосходящей по силе черной стенкой. Поэтому они приветствуют вторжение белых в угол. Конечно, хотелось быть сразу получить позицию, как показано на рисунке ниже. Но особенность игры в том, что довольно скоро мы сталкиваемся сначала с дефицитом в один камень, а затем и в два-три. И искусство в том и состоит, чтобы с помощью непрямых действий экономить ресурсы, сохраняя глобальное развитие по всей доске.  Прямые действия всегда носят локальный, ограниченный характер.

полная защита угла

полная защита угла

 

Мечта черных – поставить в ответ на белый сразу два черных и закрыть большой угол. Меня иногда спрашивают, почему в Го нет возможности сразу поставить несколько камней? Очевидно, что такое ограничение как раз для того, чтобы оторвать ум человека от подобных идей, показав, что и наличным ресурсом можно творить великие дела.

 

В отличие от маленького человека, ищущего быстрой выгоды, взгляд стратега опирается на иные смысловые «тэги» в игре. Ему не нужно несколько постановок подряд. Он ищет не хамэтэ, а тэсудзи – мастерские приемы, которые нацелены на качественные сдвиги малыми усилиями: «как граммом сдвинуть тонну». Огораживание пространств стратег ведет косвенно, а не прямо. В отличие от тактики малых дел, стратегический подход заключается в опоре на большие места. С их помощью удается доминировать в конкурентной борьбе за территорию. Средневековый китайский стратег вывел формулу, ставшую одним из «золотых законов Го: брось малое, занимайся большим. Конечно, главное отличие стратегического взгляда в его масштабе. Смотреть не узко, а «на десять сантиметров вперед» и три шага в будущее, значит смотреть с позиции стратега, а не тактика. Следует ли отказаться от маленьких хитростей? Это было бы наивно, ведь война – это путь обмана. Просто на одном обмане победу не построишь.

Как проявляется субъектность большого человека в Го? На ум приходит  типология мастерства из китайского трактата о Го: «Слабый жмется к углам доски, опытный действует по сторонам, мастер господствует в середине». Центральный перекресток – это место императора, тэнгэн. Для игры в  центре нет устоявшихся схем и дзёсэки. Возможно, что большого человека характеризует игра в чистом виде, когда он выходит за рамки стандартных паттернов, отработаных схем и классических стратегий. Нелегко подобрать примеры поединков, претендующих на такой уровень. Даже мастера экстра-класса, такие как хонимбо Сюсаку и его современники или Го Сэйгэн с профессионалами 20-го века, в своих играх делали ставку на стандартные, проверенные практикой решения, лишь иногда выходя за рамки привычной логики действий в чистое творчество.

поединок между Хонимбо Сюсаку (Черные) и его учителем Хонимбо Сювой (белые)

поединок между хонимбо Сюсаку (Черные) и его учителем хонимбо Сювой (белые)

В качестве иллюстрации стратегии непрямых действий я выбрал поединок между двумя мастерами эпохи «золотого века Го» хонимбо Сюсаку и хонимбо Сювой. Последний играл белыми камнями. Здесь Сюва сдал весь правый нижний угол черным ради построения огромного котла в центре.  Несмотря на число белых камней в углу, они не зарабатывыают там сколько-нибудь территории. Поэтому их хозяин решил продать весь отряд с землей ради возможности вложиться в самый перспективный участок игрового поля, который до этого момента был пустырем.

Сюва, следуя логике мудрого правителя, отказался от неперспективных камней, пусть и дорогих, но не приносящих прибыль и сделал ставку на организацию работы там, где черные просто не успели застолбить свои участки. Почему не успели – сначала они потратили время на захват белых справа, а потом были вынуждены сдерживать натиск белых по локальным, но жизненноважным направлениям: правый верхний угол, где черные вынуждены выживать, а затем левый нижний угол, где им необходимо поддерживать позицию. Я думаю, что Сюва поступает как большой человек, так как он берет под контроль участок, который заведомо невозможно удержать, а значит он планирует делиться им со своим конкурентом. Смог бы маленький человек чем-то поделиться, если боится даже угол оставить открытым?

 


Просмотров: 1 873
Запись опубликована в рубрике Все записи с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий