Этим, пожалуй, сумбурным очерком я продолжаю свои попытки понять и сформулировать, в чем же реальное содержание идей спорта. Благодарю тех, кто своими титаническими усилиями подвиг меня всерьез заняться изучением этой темы. Тема эта, как оказалось, настолько сложная и неисследованная, что сразу её и не освоить. Поэтому решил браться за неё по частям. Пусть даже это будут поначалу неудачные попытки. Исследовать поражения, по-моему, не менее продуктивнее, чем победы. Кому адресовано это и следующие исследования? Они адресованы в первую очередь моим друзьям и соратникам, вместе с которыми мы сейчас трудимся.
Спорт, как я его пока понимаю, — это продукт английской культуры, отличающейся от культуры континентальной Европы. По крайней мере в начале 19 века спорт был уделом в первую голову аристократов, которые, к примеру, охотились не ради того, чтобы съесть лося или кабана, а ради забавы или ради того, что они называли спортом. Вряд ли спортом мог заниматься кто-то еще, так как времени у людей было тогда намного меньше, чем есть его у нас.
Могло ли времяпровождение аристократа не иметь свой высокий смысл? Аристократам не нужно было охотиться или рыбачить ради пропитания. Скорее, для них охота и рыбалка были местом практики, когда аристократ мог упражнять своё тело и ум. Ведь охота и рыбалка с древних времен считались особыми искусствами. В одном из древнейших трактатов по китайской стратегии «Секретное учение Тай-гуна» Мастер стратегии входит в контакт с правителем Вэнь-ваном через объяснение сути рыбалки.
«Вэнь-ван собирался на охоту, поэтому писец Тянь гадал о добыче. Он провозгласил:
- Когда вы будете охотиться на северном берегу реки Вэй, вы встретите большую удачу. Это будет не дракон в каком-либо из своих обличий, и не тигр, и не огромный медведь. Согласно предсказанию, вы найдете там гуна или хоу, которого Небо послало вам учителем. Если он будет вашим советником, то наступит процветание, и благость распространится на три поколения правителей Чжоу.
Вэнь-ван спросил:
- Знаки действительно говорят об этом? Писец Тянь ответил:
- Мой Верховный предок, писец Чоу, гадая для совершенномудрого императора Шуня, получил похожие результаты. Тогда император Шунь получил в помощники Гао-яо.
Вэнь-ван в течение трех дней постился, дабы очиститься, а затем снарядил колесницу для охоты. Держа в руках поводья, он отправился к северному берегу реки Вэй. Наконец он увидел Тай-гуна, сидящего на траве и ловящего рыбу. Вэнь-ван почтительно приветствовал его и спросил:
- Вы наслаждаетесь рыбной ловлей? Тай-гун ответил:
- Благородный муж получает удовольствие, достигая своих целей; обычный человек получает удовольствие, добиваясь успеха в делах. Ловля рыбы схожа с этим.
- Что вы имеете в виду, говоря «схожа с этим»? — спросил Вэнь-ван.
Тай-гун ответил:
- В рыбной ловле есть три формы власти: награды, смерть и должности. Рыбная ловля — это средство обрести то, что ищешь. Природа ее глубока, и из нее можно извлечь великие принципы.»
Этим открывается трактат. Это его самое начало.
Из истории известны сотни фресок и изображений фараонов, махараджей, императоров, царей, князей, владык, которые занимались охотой. Видимо, охота была особым времяпровождением, способом практиковать воинское искусство в мирное время.
В начале и середине 19 века в Англии формируется особое представление о стиле жизни «по-английски». Одним из важнейших элементов этого стиля становится спорт (та же охота, рыбалка, различные игры). Так как состоятельный человек не нуждается в том, чтобы зарабатывать или кормиться такими занятиями, как охота и рыбалка, то он занимается ими как искусством, спортом. Не ради безделья, конечно. Главный результат такого спорта – это сбалансированное развитие физических и духовных сил, воспитание своего тела и духа. Такое определение спорта можно найти даже в советском словаре иностранных слов.
Спорт в 19 веке – это удел в первую очередь состоятельных людей, то есть тех, у кого есть время, а значит деньги. Почему, к примеру, бокс, не просто мордобой, а спорт? Не потому что бокс для англичан – это боевое искусство? Мордобой и бокс друг от друга отличаются, не так ли? И в связи с этим можно сразу задаться вопросом, в чем результаты бокса: в степени набитости морды или в тренировке воли и силы, в тренировке себя как бойца? От ответа на этот вопрос зависит в том числе и то, как относиться к поражению в поединке.
Интересно вспомнить случай, когда в Японию на соревнования по каратэ, по-моему, приехала советская сборная. Этот случай мне рассказывали, поэтому за его правдивость не ручаюсь. Советские спортсмены просто избили японцев. Вместо того, чтобы проявить искусство, владение собой, мастерство, советские спортсмены устроили мордобой, переломав японцам ребра. Да, они оказались сильнее японских спортсменов и просто их грубо побили. Возможно, в этом суть боевого искусства? Или это специфическое понимание такого искусства в России? Или свидетельство его непонимания? Почему так получилось?
Возвращение китайского аристократа с охоты. Выражение его лица и особенно его коня достойно созерцания . Как говорится, по коню можно понять, каков хозяин.